В благословенную эру между поздним Брежневым и ранним Горбачевым в кремлевских гаражах возник опасный вакуум: «ЗИЛы» были закреплены за реальной политической властью, «чайки» - за министрами и верхушкой ЦК. «Волги» - за всеми остальными. Но куда было деть вторых лиц, замов? В начале 80-х специально для заместителей министров Союза СССР и союзных республик решили приобрести компромиссный лимузин. Так, несколько сотен Tatra-613 осели в Москве и республиканских столицах. С позиции придворного этикета это был ход конем. С одной стороны, класс автомобиля вежливо уступал «чайке», не говоря уж о «зиле». Кузов - нечто среднее между седаном и комби. Чуть длиннее «волги», но не сравнить с вытянутыми телами лимузинов. Ясно - не министр. С другой стороны, хитрый кузов сразу выделял авто из толпы однообразных черных «волг» Это было нечто среднее между купе и седаном: задней дверцы не было, как в седане, но ряд дверных стекол завершался обширным косым оконцем и кузов плавно «спадал» к багажнику как в «комби» (кстати, комби, доступный простым гражданам только в «ижах», считался в середине 80-х писком моды среди кузовов). Но, главное, 3,5 литровый 16-клапанный движок V8 располагался сзади! Такого не было ни у кого, кроме, правда, «запорожцев». Двигатель имел воздушное охлаждение и был довольно шумным, но, конечно, изрядная доля этого шума и вибрации просто оставалась у почтенных пассажиров за спиной. Мало того, салон был сделан «под заднее сиденье» и получался огромным и воздушным, почти как в лимузине. Дизайн в конце 60-х сделало итальянское ателье Vignale. И, хотя к 80-м этот модернизм выглядел, как кондовый совок и извне и изнутри, чувствовалось: дизайн самобытный. Забавно, но для чехов это был полный декаданс. Tatra-613 была преемницей семейства заднемоторных хвостатых «татр» тридцатых - феноменальной ветви автодизайна и инжиниринга. Что касается конструктивных решений, то те «татры» Ханса Ледвинки оказались «базой» для целых созвездий моделей вроде «Жука» или спортивных «Порше». А дизайн тех серийных чешских бестий уже в 1935 г. отличали такие «пророчества» как аэродинамика и хвостовые стабилизаторы-плавники. Конечно, «613» уже не блистала откровениями - чешский автопром клонился к закату. Впрочем, и в ней своеобразия было - хоть отбавляй. Матерое авто весило 2,3 тонны. Его «восьмерка» имела мощность в 170 л.с. Она разгоняла авто до «сотни» только за 16 секунд, а пожирала 18 литров топлива (тогда оно доставалось чехам задаром). Tatra-613 выпускалась с 1969 по 1994 г., пройдя пять модификаций. За это время чешские конструкторы создали на ее базе и гоночные болиды и нашумевшие концерт-кары. Её сменила Т700 - последнее «прости» легковых «татр», быстро снятое с производства. Не долго продержался статус «татр» и в СССР. С тех пор как один из членов Политбюро пересел на троллейбус, иерархия начала быстро разрушаться. Появились какие-то депутаты,президенты, мэры. В начале 90-х какой-то хулиган приобрел списанный «Зил», и ездил по Москве, пуская пыль в глаза и разводя наивных и пугливых хозяйственников на мошеннические контракты. Машине больше нельзя было верить. Сами же «татры», повозив элиту будущего, тихо сгинули в почтенных гаражах к началу 90-х, уступив дорогу Mercedes и Audi. |