“Лучше вспыхнуть и сгореть, чем тихо тлеть”, – поет Нил Янг. Эти слова написал в своей прощальной записке и Курт Кобейн, вот еще почему они так запомнились. Subaru Impreza Turbo (или, как сейчас говорят, WRX STI) лучше было бы сгореть – в облаке резиновой гари и вони жженого сцепления, под свист овербуста. Но она не послушалась Нила и сошла на нет без особого шума. Например, в Англии перед самым Рождеством Subaru так тихо сообщила, что больше не будет импортировать новые машины, а только распродавать оставшееся, что ее почти никто не услышал. Но даже в свете грядущего апокалипсиса новость стала шокирующей.
Видите ли, для некоторых из нас конец Impreza – это и есть конец света. По меньшей мере, конец целой эры. Кажется, только вчера мы написали увесистый панегирик Subaru – воспоминания о шоссе, по которым мы промчали, и суперкарах с семизначным ценником, которые мы обогнали. И объявили ее автомобилем десятилетия. Но это было 13 лет назад. С тех пор много чего появилось: широкополосный Интернет, смартфон, Саймон Коуэлл. Хотя, поверьте, Impreza Turbo действительно была машиной десятилетия. Давайте вернемся в 1994 год, когда Impreza Turbo только появилась у нас. Ее появления никто не заметил. Вслед за жутким кризисом жизнь начала налаживаться, особенно у молодежи. Только начал выходить мужской гламурный “Loaded”, выкристаллизовывая субкультуру “нью-вейв” со свежими ценностями: выпивка, телки и попса. Но в этом возрождении была новая сильная составляющая – автомобили. Журнал “Мах Power” освещал и подпитывал расцветающий тюнинг во всем его гротеске. Тем временем на телевидении некто Джереми Кларксон взбодрил заслуженную обозную клячу BBC – шоу TopGear – хорошим пинком под зад.
И тут появилась Impreza. Прямо с ралли. Страшная, как искусанный осами бульдог, Impreza быстро подсадила тех, кто понимал, на три простых, но эффективных крючка. Она была мощная, полноприводная, а еще и недорогая. Без громкой рекламной кампании. Просто появилась, и все тут. Слава о ней разлетелась быстро, как вирус. Отчасти благодаря WRC и одному из его самых знаменитых персонажей, феномен ее популярности имел английскую природу, а точнее, кельтскую. Ирландцы всегда любили ралли, и автомобиль был непобедимым оружием на опасных друмлинах Ольстера. Но именно шотландец Колин Макрей в 1995 году принес Subaru мировую славу, выиграв Чемпионат мира на продрайвовской ярко-синей Impreza 555. Макрея с его девизом “Не уверен – обгоняй” в конце концов обошел по очкам Томми Мякинен на Mitsubishi. И Колин потом ушел в Ford. Но в 2001 году его протеже, пилот Subaru Ричард Бернс, стал чемпионом среди пилотов. Их имена навечно связаны с именем Impreza. Жаль, что обоих больше нет.
Но осталось богатое наследие: 15 версий одного исключительного автомобиля.
Возможно, что вы (или, скорее, ваши дети) играете в “Colin McRae Rally” (поколение PlayStation сменило поколение “Loaded” после “проблемы 2000”). Но одно можно сказать: за весь стаж в автожурналистике мало какой автомобиль нокаутировал так, как Impreza. Оригинальная Impreza – наша любимая. Хотя бы потому, что мы никогда не забудем самый первый раз, когда в нее сели. Двести восемь кобыл, тарахтящий оппозитный двухлитровый мотор, незамысловатая, но удивительно приятная коробка. А сверх всего этого – самая невероятная управляемость. Питерборо – городок так себе, но этот автомобиль был словно создан именно для его бесконечных круговых перекрестков, особенно для самых скользких. Потом был RB5 с вариантом Prodrive – ограниченной серией в 444 машины мощностью 240 л.с. и с моментом 350 Нм. На 280-сильном WRX STI V Type R был регулируемый вручную центральный дифференциал, и не было ABS. Машина была серая с карбоновой распоркой, тормозами Brembo, рычагом КПП с коротким ходом и интеркулером вода/воздух. 280-сильный P1 разгонялся до сотни за 4,6 с. Автор McLaren F1 Питер Стивенс постарался сделать его секси по всем правилам (заднее крыло было чудовищно), а мастерская Subaru Tecnica International (STI) наделила первоклассными треугольными рычагами, пружинами и амортизаторами. В конце 1999 года вся эта роскошь в Англии стоила £31 000. Мы хотели любую Impreza. Но самой крутой – той, на которую мы бы даже сейчас, 14 лет спустя, обменяли руку, ногу или почку, – была модель 22B. Сконструированный на базе двухдверного купе WRX, этот громила спереди был шире на 20 мм, а сзади – на 40 мм. Оснащен расточенным 2,2-литровым мотором с двухдисковым металлокерамическим сцеплением. А мощность можно было взвинтить и до 400 сил, смотря какой маньяк его тюнинговал и на каком динамометре измерялась мощность. Еще у 22B были точечно проварены все швы, и это сказывалось. Не автомобиль, а серия контролируемых взрывов. Это была единственная Impreza, которая огрызалась, если ты расслаблялся.
Это был апогей. В 2000 году появилась умышленно уродливая новая модель. UK300 2001 года была чумовой, на фейслифт 2003 года можно было смотреть без боли, а WR1 смог выжать 311 л.с. из доблестной двухлитровой “четверки”, но уже стало заметно, что инерция гаснет. Машина следующего поколения, 2008 года, оказалась слишком мягким, излишне сложным хэтчбеком, и хотя 395-сильный Cosworth CS400 близко подошел к вдохновенному безумию 22B, было собрано всего 75 машин. А стоили они по £49 995. Это был конец. Так что же убило Impreza Turbo? Отчасти экономика: неблагоприятный курс иены не позволял извлечь прибыль из продаж, даже когда цены взлетели до потолка. Большой расход топлива и выбросы вытесняли модель в маргиналы европейского рынка. WRC уже не был прежним, и Subaru ушла из него, лишившись уникальной пиар-темы. А может быть – только тс-с-с! – верные фанаты выросли и пошли дальше. Такое бывает. Но мы ничего не забыли? Subaru BRZ весит 1220 кг, имеет 200 л.с., он заднеприводный и стоит в Англии меньше £25 000. Продается и в России, и очень нам нравится.
Я так и не понял, к чему эта статья? Subaru прекратила продажи только в Великобритании, никто производство Impreza не сворачивал. А так ещё в 2011 году было объявлено, что WRX STi становится самостоятельной и абсолютно независимой от модели Impreza. Уже сейчас WRX третьего поколения отдельная модель.