Когда хищный, грубый, неотесанный Dodge Viper первого поколения увидел в свет в 1992 году, никто и представить себе не мог, что спустя два десятилетия он превратится во вполне гражданского, почти одомашненного зверя… Если бы Кинг-Конга отправили в школу для трудных подростков, то результат оказался бы примерно таким же.
Действительно, не существует лучшего примера Дарвиновской теории эволюции, чем новый Viper. Напомним, в 1992 году, платя 50 тысяч долларов, вы получали автомобиль с крошечным салоном, где даже не было места, куда можно было переставить левую ногу со сцепления, дешевыми материалами отделки, пластиковыми боковыми окнами, не имеющий кондиционера, антиблокировочной системы тормозов (да и вообще какой-либо электронной системы безопасности), наружных дверных ручек и замков. Главное, за что платились такие деньги, находилось под огромным капотом - 8 литровый V10, выдающий 400 лошадиных сил 630 ньютон метров крутящего момента и позволяющий выстреливать до сотни за 4,6 секунды. Из этого неотёсанного монстра Viper эволюционировал в, казалось бы, уравновешенного, несущего ответственность за свои действия члена общества. Правда, в случае необходимости, он всё ещё может надрать вам задницу, но, по крайней мере, не отправит вас на тот свет.
Дарвин бы гордился
В случае новой "Гадюки" роль Чарльза Дарвина исполнил Ральф Джиллес – президент и главный исполнительный директор Street and Racing Technology, а так же по совместительству старший вице-президент по дизайну. Мы же были первыми, кому довелось оказаться за рулем Viper, вернувшегося в совершенно новом обличии после двухлетнего перерыва.
Да, он стал более дружелюбным к водителю, но конструкторы не забыли и про производительность. Для того чтобы это проверить, мы отправились на Gingerman Raceway, частную гоночную трассу длинной чуть более 3 километров, расположенную а западе Мичигана. SRT предоставила нам три автомобиля: Dodge Viper SRT-10 прошлого поколения и две новинки, одна из которых стандартный Viper, а вторая более оснащенный Viper GTS в версии "Launch Edition", выделяющаяся голубым окрасом и двумя белыми виниловыми полосами по всей длине автомобиля.
Ральф и его команда рассказали, что изначально работа над Viper 2013 представляла собой лишь рестайлинг модели 2010 года, однако потом она переросла в кардинальную модернизацию, и в итоге получился почти совершенно новый автомобиль. При работе над кузовом и подвеской не забыли и о двигателе. Мощность V10 объемом 8.4 литра после модернизаций возросла до 640 л.с. Это на 40 больше, чем у модели 2010 года, и на уровне трекового Viper ACR-X. Крутящий момент вырос до 813 Нм. В результате заявленная максимальная скорость составляет 330 км/ч. На полигоне тест-пилотам SRT удалось достичь 325 км/ч, однако конструкторы уверяют, что это связано с грубым покрытием трека, и на более качественном дорожном полотне автомобиль наберет дополнительные км/ч.
Зверь на диете
В процессе разработке конструкторы искали всевозможные пути, чтобы снизить вес, и в результате они добились поразительных результатов – новый Viper весит на 68 килограммов меньше предшественника, имея при этом гораздо более богатое оснащение! Кому-то это может показаться несущественной разницей, однако на треке в сложном повороте такая разница в весе между прошлым и нынешним Viper сказывается не в пользу модели 2010 года. К слову, оригинальный Viper 1992 года, без крыши, с полным отсутствием каких либо систем и спартанским кокпитом весил 1484 кг. Новый Viper, со всеми земными автомобильными благами и электронными система безопасности, какие вы только можете захотеть, трековым оснащением от SRT, укладывается в 1495.5 кг!
SRT Track Package включает в себя улучшенные тормоза от Brembo и цепкие покрышки Pirelli PZero Corsa (18" 295/30 спереди и 19" 355/30 сзади).
И базовая модель, и версия GTS оборудованы системой стабилизации и контролем старта, которые впервые устанавливается на Viper. В стандартной версии система стабилизации работает в двух режимах, в то время как в GTS установлена более продвинутая версия, имеющая четыре режима: full-on, sport, track и full-off. Инженеры неоднократно заверяли, что система стабилизации даже в режиме "full-on" вмешивается в процесс вождения, только когда это действительно нужно, и они не соврали. Вы можете очень быстро проходить повороты, жестко тормозить, при этом не вовлекая в работу ни одного из электронных помощников.
Так как же все-таки он ведет себя на треке, спросите вы? Ощущения от вождения удивительно отличаются от прошлого поколения! Новая 6-ступенчатая коробка имеет очень короткий ход, даже короче, чем у ACR, что требует некоторого привыкания, так же, как и новые передаточные числа. При входе в первый поворот после короткой прямой на SRT-10 вполне хватало третьей передачи, в то время как на SRT Viper передаче двигатель неистово ревел, а стрелка тахометра находилась в районе красной зоны, начинающейся с 6400 об/мин.
Кроме этого сильно изменилось управление. Несмотря на то, что передаточное отношение рулевого управления осталось прежним (16.7/1), SRT реагирует на движения рулем значительно острее. Сначала управление кажется дерганым, однако всего через несколько кругов к нему привыкаешь. Тем не менее, это наверно единственная вещь в новом Viper, которую стоило оставить от модели 2010 года.
Салон – то, в чем новый Viper по-настоящему неотразим. "Гадюка" всегда была в первую очередь функциональным автомобилем, имеющим экстремально простую и невзрачную архитектуру приборной панели, а так же дешевые материалы отделки. Но сейчас, садясь в новые сиденья, отделенные превосходной кожей, и оглядывая современный салон, Viper, наконец-то, выглядит и ощущается как роскошный спортивный автомобиль. При этом он совсем не тесный, над головой даже хватает места, чтобы пилотировать в шлеме. Он так же намного тише. Конечно, все дорожные шумы от массивных покрышек не исчезли, но несмотря на это SRT всё равно проделали отличную работу.
Производство должно начаться в начале ноября в Conner Avenue Assembly Plant в Детройте, там же, где увидело свет первое поколения 20 лет назад. Возможно, в день будет собираться по 3 автомобиля, как и в 1992 году, однако, если на автомобиль будет стабильный спрос, который уже сейчас подтверждается немалым количеством предварительных заказов у дилеров, то мощности нарастят, и каждые сутки из ворот завода будет выезжать по 12 новеньких "Гадюк". Производство ограничивает лишь один фактор: огромный карбоновый капот сложной формы может произвести только один завод в штате Вермонт, а его возможности не безграничны.
Готовы ли вы расстаться со своими $100.000 Цена вопроса? $99.390 на старте за стандартную версию. За GTS придется доплатить ещё около $23.000. Цены на главного конкурента, Chevrolet Corvette, начинаются с $50.575 за базовое купе. Хотя, конечно, чтобы получить сопоставимый по производительности Corvette ZR1, вам придется выложить более чем в два раза больше - $113.575.
Даже само существование этого нового, пятого поколения Viper, является триумфом, учитывая те финансовые потрясения, что пережил Chrysler в последние пять лет, учитывая новые европейские приобретения. SRT Viper 2013 года просто превосходный пример того, как должны развиваться автомобили.