Внимание! В Вашем браузере отключена функция JavaScript!!!


Пожалуйста, включите JavaScript и обновите страницу.

Время
Воскресенье

19.11.2017
Категории
Test Drive Unlimited 2 [2]
Игры [4]
Железо [6]
Авто [38]
Ретро / Легенды [42]
Истории возникновения марок [31]
Фотогалереи [17]
Общий [8]
Вход
Логин:
Пароль:
Чат
Новые комментарии
Поиск
Статистика


Сейчас на сайте:
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сегодня были:
RMS, Neta, Dmitrijs, Aleks666, ZASH1BAT0R, Little_Orange
Главная » Статьи » Ретро / Легенды

ГАЗ-ММ: автомобиль войны

ГАЗ-ММ: автомобиль войны
Подписанный в мае 1929 года договор между представителями Высшего Совета Народного Хозяйства СССР и руководством Ford Motor Company предусматривал предоставление лицензии на производство в нашей стране легковой модели Ford A и грузовой Ford AA, а также оказание технической помощи в организации этого процесса.
Через три года в Нижнем Новгороде (позже — Горьком) был построен завод, с конвейера которого в декабре 1932 года сошли автомобили ГАЗ-А и ГАЗ-АА. Последний по его грузоподъемности в полторы тонны прозвали полуторкой — именно ей выпало стать самым массовым грузовиком тех лет.
Приоритет производства грузовиков — главная черта советского автомобилестроения начиная с 30-х годов. Стремительное развитие промышленности, сельского хозяйства и армии требовало большого количества грузовых автомобилей. Потом они стали необходимы и на фронте, и в тылу.
Горячий керосин
Автомобили Генри Форда всегда отличались простотой и продуманностью, касалось ли это легковушек или грузовиков. Конструкции узлов и агрегатов не были сложными, что значительно облегчало эксплуатацию и ремонт автомобиля.
Четырехцилиндровый мотор ГАЗ-АА, обладая низкой степенью сжатия, мог работать на любом бензине, при жаркой погоде — на керосине. Коробка передач была четырехступенчатой без синхронизаторов, и шестерни зацеплялись с характерным хрустом.
Передняя и задняя оси были подвешены к раме через рессоры: спереди стояла одна поперечная, сзади — две продольные кантилеверного типа: перевернутая рессора центром закреплена на раме, передним концом через серьгу — также на раме, а задним концом — к мосту. Тормоза на полуторке были механические с тросовым приводом на все колеса. И никаких усилителей — водители просто сильнее жали на педаль.

Кантилеверная рессора заднего моста — центр закреплен на раме, передний конец через серьгу — тоже на раме,
а задний — жестко к мосту


На передних колесах не было тормозов — на фронте это явное излишество

Простейшая система электрооборудования, подача топлива самотеком из бензобака в моторном щите и еще множество удачных технических решений не требовали от водителей глубоких познаний в механике и упрощали обслуживание полуторок, во множестве заполнивших дороги Советского Союза.
К 1935 году Горьковский автозавод выпустил почти 45 тыс. грузовиков ГАЗ-АА, при этом автомобиль практически не изменялся, и только в 1938—1940 годах фордовскую конструкцию несколько раз модернизировали.
Мощность двигателя увеличилась до 50 л. с., рулевой механизм усовершенствовали, усилили крепление задних рессор, появились новый буксирный прибор и крепление запасного колеса, слабый карданный шарнир был заменен на более надежный типа «Спайсер».
Полуторки с более мощным мотором получили индекс ГАЗ-ММ, хотя в целом конструкция автомобиля осталась прежней.
Не обходилось и без недостатков. Слабым местом было крепление на картере сцепления реактивной вилки передней оси, воспринимающей нагрузки при торможении. Поломки этого соединения случались очень часто. Неудобная ручная установка опережения зажигания вызывала раздражение у водителей. А действовавший от разрежения во впускном коллекторе ваккуумный стеклоочиститель не всегда работал достаточно эффективно.

Вакуумный стеклоочиститель только для водителя, второй — излишество

Часто ломалась передняя поперечная рессора, а двигатель, с системой смазки разбрызгиванием, имел весьма ограниченный ресурс и требовал капремонта уже через 30 тыс. км пробега. Впрочем, альтернативы полуторке тогда не было — она долго оставалась единственной.
Проще простого
В предвоенное время горьковские полуторки — самые распространенные грузовики в Советском Союзе — автомобили ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ к 1941 году составляли 58,5% автопарка Красной Армии.
И хотя к началу войны эти модели уже морально устарели, ничего лучшего практически не было. Зато не было проблем с поставкой и взаимозаменяемостью запчастей, в то время как у автотранспортников вермахта, имевшего весьма разномастный парк машин, такие проблемы возникали часто. Сначала немецкие солдаты улыбаясь позировали на фоне разбитых полуторок, которые летом 1941 года были сотнями раскиданы по обочинам дорог — большая часть машин Красной Армии оказалась потеряна в первые месяцы войны.
От автомобильной промышленности потребовалось не только в кратчайшие сроки возместить эти потери, но и обеспечить фронт и тыл необходимым количеством грузовиков. Поэтому с началом войны конструкция ГАЗ-ММ была пересмотрена исходя из сырьевых и технологических возможностей военного времени — и без того простую полуторку упростили донельзя.

Дефицит металла в конце концов вынудил делать тентованные кабины на деревянном каркасе.
Максимально были упрощены и подножки, и крылья

Передние крылья стали плоскими, их гнули на гибочном станке, а потом сваривали — это позволяло экономить дефицитную штамповочную сталь и ускоряло процесс изготовления. Экономили и на кабине: сначала она стала деревянной, а потом и вовсе лишилась «твердой» крыши — ее заменил матерчатый тент на каркасе. Вместо привычных дверей появились тентовые «скатки».
Все лишнее убрали — это касалось не только ненужных на фронте бамперов, но и передних тормозов, боковых откидных бортов (погрузка осуществлялась только через задний), а также глушителя. Все машины комплектовались только одной, левой, фарой — точно такие же ставили и на танки, и на самоходки, и на бронеавтомобили. Естественно, предприятия — поставщики светотехники работали на пределе своих возможностей и обеспечить грузовики двумя фарами уже не могли.

«Салон» грузового автомобиля продувался всеми ветрами.
В непогоду в роли дверей и стекол выступали тентовые «скатки»

Главная машина
Кроме обычных грузовиков на базе полуторки выпускались трехосные грузовики ГАЗ-МММ, полугусеничные машины ГАЗ60, газогенераторные ГАЗ-42, автобусы ГАЗ-03-30, санитарные ГАЗ-55, штабные автомобили ГАЗ-05-193 и еще множество различной спецтехники вроде аэродромных бензозаправщиков, техничек, прожекторных установок, пожарных автомобилей.
Полуторки были везде — перебрасывали войска, таскали орудия, эвакуировали раненых, возили боеприпасы и продовольствие. Совершенно незаменимыми оказались они на Дороге жизни — ледовой трассе, связывающей находящийся в блокаде Ленинград с Большой землей. Благодаря своей легкости полуторатонные грузовики курсировали по льду Ладожского озера до самого начала таяния, доставляя грузы в осажденный город, в то время как более тяжелые машины проваливались под лед и тонули.

Откидной борт только задний. Это позволяло упростить технологический процесс производства автомобилей,
которые для фронта требовались в очень большом количестве

Именно на эту машину легла вся тяжесть первых месяцев войны, так как ленд-лизовская техника стала поступать в СССР только в 1942 году. К тому же техническая подготовка водителей и техперсонала Красной Армии тогда оставляла желать лучшего, поэтому осваивали иностранную технику очень долго, причем тысячи машин были загублены неумелым обращением. Тогда Главное автомобильное управление Красной Армии напечатало для шоферов брошюры с предельно упрощенным содержанием и инструкциями вроде: «Водитель! В автомобиль „Студебеккер“ нельзя заливать керосин. Он на нем не поедет, это тебе не полуторка!»
Когда же война закончилась, то всю ленд-лизовскую американскую технику пришлось вернуть. На восстановлении разрушенной страны опять работали полуторки. Горьковский автозавод выпускал ГАЗ-ММ до 1947 года, параллельно осваивая новую модель ГАЗ-51. Потом ее производство перевели на Ульяновский автомобильный завод, где ГАЗ-ММ выпускали еще три года. Всего же за два десятка лет производства было выпущено около миллиона полуторок.
Память войны
Машина оказалась настолько живучей, что отдельные экземпляры ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ эксплуатировались вплоть до 70-х годов. Потом полуторки списывали и отправляли в металлолом, но некоторые экземпляры удостаивались чести быть водруженными на постаменты перед воротами автокомбинатов.
Только недавно среди коллекционеров появилась мода на эти машины. Евгений Шаманский из подмосковоного города Королев восстановил в своей мастерской военный вариант полуторки ГАЗ-ММ 1943 года выпуска. Этот экземпляр его собрания — память о Великой Отечественной войне.

Приборов три: указатель уровня топлива, спидометр и амперметр
Категория: Ретро / Легенды | Добавил: ARMDxSinij (11.11.2010) | Автор: Иван БАРАНЦЕВ
Просмотров: 3215 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 3
+2     Спам   03.12.2010
3. Arina
Хорошая машина была. Простая и надежная.

+2     Спам   13.11.2010
2. Fabio
похож на зис-5в тока слегка модифицированный.

+2     Спам   12.11.2010
О-о, Нормаль, но мне больше нравится ГАЗ66 ^_^ :)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ARMDGroup.ru - это открытый ресурс, позволяющий публиковать материалы любому пользователю. Администрация не несет ответственности за опубликованные пользователями материалы. Любой материал может быть удален по просьбе автора при предъявлении сканированных копий документов, подтверждающих авторские права на конкретный материал.
Все, не помеченные авторством, материалы являются эксклюзивными для данного сайта. При копировании материалов гиперссылка на ARMDGroup.ru обязательна!
Вся символика и дизайн Клуба являются собственностью ARMDGroup.ru и не могут быть использованы где-либо, как полностью так и частично.
Сайт управляется системой uCoz. Дизайн ARMDGroup. Copyright © ARMDGroup.ru 2008-2017