ГАЗ-ММ: автомобиль войны Подписанный в мае 1929 года договор между представителями Высшего Совета Народного Хозяйства СССР и руководством Ford Motor Company предусматривал предоставление лицензии на производство в нашей стране легковой модели Ford A и грузовой Ford AA, а также оказание технической помощи в организации этого процесса. Через три года в Нижнем Новгороде (позже — Горьком) был построен завод, с конвейера которого в декабре 1932 года сошли автомобили ГАЗ-А и ГАЗ-АА. Последний по его грузоподъемности в полторы тонны прозвали полуторкой — именно ей выпало стать самым массовым грузовиком тех лет. Приоритет производства грузовиков — главная черта советского автомобилестроения начиная с 30-х годов. Стремительное развитие промышленности, сельского хозяйства и армии требовало большого количества грузовых автомобилей. Потом они стали необходимы и на фронте, и в тылу. Горячий керосин Автомобили Генри Форда всегда отличались простотой и продуманностью, касалось ли это легковушек или грузовиков. Конструкции узлов и агрегатов не были сложными, что значительно облегчало эксплуатацию и ремонт автомобиля. Четырехцилиндровый мотор ГАЗ-АА, обладая низкой степенью сжатия, мог работать на любом бензине, при жаркой погоде — на керосине. Коробка передач была четырехступенчатой без синхронизаторов, и шестерни зацеплялись с характерным хрустом. Передняя и задняя оси были подвешены к раме через рессоры: спереди стояла одна поперечная, сзади — две продольные кантилеверного типа: перевернутая рессора центром закреплена на раме, передним концом через серьгу — также на раме, а задним концом — к мосту. Тормоза на полуторке были механические с тросовым приводом на все колеса. И никаких усилителей — водители просто сильнее жали на педаль. Кантилеверная рессора заднего моста — центр закреплен на раме, передний конец через серьгу — тоже на раме, а задний — жестко к мосту На передних колесах не было тормозов — на фронте это явное излишество Простейшая система электрооборудования, подача топлива самотеком из бензобака в моторном щите и еще множество удачных технических решений не требовали от водителей глубоких познаний в механике и упрощали обслуживание полуторок, во множестве заполнивших дороги Советского Союза. К 1935 году Горьковский автозавод выпустил почти 45 тыс. грузовиков ГАЗ-АА, при этом автомобиль практически не изменялся, и только в 1938—1940 годах фордовскую конструкцию несколько раз модернизировали. Мощность двигателя увеличилась до 50 л. с., рулевой механизм усовершенствовали, усилили крепление задних рессор, появились новый буксирный прибор и крепление запасного колеса, слабый карданный шарнир был заменен на более надежный типа «Спайсер». Полуторки с более мощным мотором получили индекс ГАЗ-ММ, хотя в целом конструкция автомобиля осталась прежней. Не обходилось и без недостатков. Слабым местом было крепление на картере сцепления реактивной вилки передней оси, воспринимающей нагрузки при торможении. Поломки этого соединения случались очень часто. Неудобная ручная установка опережения зажигания вызывала раздражение у водителей. А действовавший от разрежения во впускном коллекторе ваккуумный стеклоочиститель не всегда работал достаточно эффективно. Вакуумный стеклоочиститель только для водителя, второй — излишество Часто ломалась передняя поперечная рессора, а двигатель, с системой смазки разбрызгиванием, имел весьма ограниченный ресурс и требовал капремонта уже через 30 тыс. км пробега. Впрочем, альтернативы полуторке тогда не было — она долго оставалась единственной. Проще простого В предвоенное время горьковские полуторки — самые распространенные грузовики в Советском Союзе — автомобили ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ к 1941 году составляли 58,5% автопарка Красной Армии. И хотя к началу войны эти модели уже морально устарели, ничего лучшего практически не было. Зато не было проблем с поставкой и взаимозаменяемостью запчастей, в то время как у автотранспортников вермахта, имевшего весьма разномастный парк машин, такие проблемы возникали часто. Сначала немецкие солдаты улыбаясь позировали на фоне разбитых полуторок, которые летом 1941 года были сотнями раскиданы по обочинам дорог — большая часть машин Красной Армии оказалась потеряна в первые месяцы войны. От автомобильной промышленности потребовалось не только в кратчайшие сроки возместить эти потери, но и обеспечить фронт и тыл необходимым количеством грузовиков. Поэтому с началом войны конструкция ГАЗ-ММ была пересмотрена исходя из сырьевых и технологических возможностей военного времени — и без того простую полуторку упростили донельзя. Дефицит металла в конце концов вынудил делать тентованные кабины на деревянном каркасе. Максимально были упрощены и подножки, и крылья Передние крылья стали плоскими, их гнули на гибочном станке, а потом сваривали — это позволяло экономить дефицитную штамповочную сталь и ускоряло процесс изготовления. Экономили и на кабине: сначала она стала деревянной, а потом и вовсе лишилась «твердой» крыши — ее заменил матерчатый тент на каркасе. Вместо привычных дверей появились тентовые «скатки». Все лишнее убрали — это касалось не только ненужных на фронте бамперов, но и передних тормозов, боковых откидных бортов (погрузка осуществлялась только через задний), а также глушителя. Все машины комплектовались только одной, левой, фарой — точно такие же ставили и на танки, и на самоходки, и на бронеавтомобили. Естественно, предприятия — поставщики светотехники работали на пределе своих возможностей и обеспечить грузовики двумя фарами уже не могли. «Салон» грузового автомобиля продувался всеми ветрами. В непогоду в роли дверей и стекол выступали тентовые «скатки» Главная машина Кроме обычных грузовиков на базе полуторки выпускались трехосные грузовики ГАЗ-МММ, полугусеничные машины ГАЗ60, газогенераторные ГАЗ-42, автобусы ГАЗ-03-30, санитарные ГАЗ-55, штабные автомобили ГАЗ-05-193 и еще множество различной спецтехники вроде аэродромных бензозаправщиков, техничек, прожекторных установок, пожарных автомобилей. Полуторки были везде — перебрасывали войска, таскали орудия, эвакуировали раненых, возили боеприпасы и продовольствие. Совершенно незаменимыми оказались они на Дороге жизни — ледовой трассе, связывающей находящийся в блокаде Ленинград с Большой землей. Благодаря своей легкости полуторатонные грузовики курсировали по льду Ладожского озера до самого начала таяния, доставляя грузы в осажденный город, в то время как более тяжелые машины проваливались под лед и тонули. Откидной борт только задний. Это позволяло упростить технологический процесс производства автомобилей, которые для фронта требовались в очень большом количестве Именно на эту машину легла вся тяжесть первых месяцев войны, так как ленд-лизовская техника стала поступать в СССР только в 1942 году. К тому же техническая подготовка водителей и техперсонала Красной Армии тогда оставляла желать лучшего, поэтому осваивали иностранную технику очень долго, причем тысячи машин были загублены неумелым обращением. Тогда Главное автомобильное управление Красной Армии напечатало для шоферов брошюры с предельно упрощенным содержанием и инструкциями вроде: «Водитель! В автомобиль „Студебеккер“ нельзя заливать керосин. Он на нем не поедет, это тебе не полуторка!» Когда же война закончилась, то всю ленд-лизовскую американскую технику пришлось вернуть. На восстановлении разрушенной страны опять работали полуторки. Горьковский автозавод выпускал ГАЗ-ММ до 1947 года, параллельно осваивая новую модель ГАЗ-51. Потом ее производство перевели на Ульяновский автомобильный завод, где ГАЗ-ММ выпускали еще три года. Всего же за два десятка лет производства было выпущено около миллиона полуторок. Память войны Машина оказалась настолько живучей, что отдельные экземпляры ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ эксплуатировались вплоть до 70-х годов. Потом полуторки списывали и отправляли в металлолом, но некоторые экземпляры удостаивались чести быть водруженными на постаменты перед воротами автокомбинатов. Только недавно среди коллекционеров появилась мода на эти машины. Евгений Шаманский из подмосковоного города Королев восстановил в своей мастерской военный вариант полуторки ГАЗ-ММ 1943 года выпуска. Этот экземпляр его собрания — память о Великой Отечественной войне. Приборов три: указатель уровня топлива, спидометр и амперметр |