1979 год. Гольф-класс. Презентация хетчбэка от Lancia. Модель носит название Delta. Кузов работы Джорджо Джуджаро на платформе модели Fiat Ritmo. Новый автомобиль обязан бороться с другими представителями этого сегмента рынка и постараться завоевать как можно больше от общего объёма рынка. Прескучнейшая судьба выпадает на долю этой машинки.
Lancia Delta
Всё так и вышло…
…ну, или примерно так. Автомобиль боролся, но не в обзорах и сравнительных тестах журналов, а на спецучастках и раллийных допах. Завоёвывал, но не покупателей и награды выставок, а победы и титулы чемпионатов мира. Да и автомобиль хоть и носил название Delta, оным, в своей сути, не являлся. Потому что это была S4, а позднее - HF Integrale. Но, это вкратце. А теперь по порядку.
Автомобиль отметился в 1980 году, получив звание «Автомобиль года». Ничего особенного – серость. Дальше – больше. Первая заряженная версия - Delta HF Turbo – появилась в 1984 году. В автомобиле использовалась интересная комбинация из двигателя малого объёма(1,6 литра) и турбины, а развиваемая им мощность равнялась 130 л. с. Этого было вполне достаточно для лёгкой машинки. Правда, несмотря на всё это, Delta HF Turbo не получила широкого распространения.
Lancia Delta HF Turbo
Буквально через год, а именно в 1985, была представлена новая омолагационная версия для чемпионата мира по классическому ралли. Lancia Delta S4. Автомобиль имел передний привод и двигатель объёмом 1,8 литра и оборудован не только турбиной, но и механическим нагнетателем. Алгоритм работы этой связки был таков. Турбина включалась после 4000 об/мин, но для отсутствия турбоямы(которая была ахиллесовой пятой всех турбомоторов) тягу на низких оборотах, до включения турбины, обеспечивал механический нагнетатель. Отдача двигателя серийного автомобиля – 250 л. с. Разгон до 100 км/ч – 6 сек. Характеристики гоночной версии были на порядок выше: мощность мотора того же объёма – 550 л с. Разгон до 100 км/ч – 2,5 сек. Самое интересное в том, что изначально создавался вариант для ралли, а омолагация являлась его дефорсированной версией. Для того, чтобы переварить такую мощность, на гоночную версию был установлен полный привод.
1986 год. Увидела свет Delta 4WD, на которую стала устанавливаться полноприводная трансмиссия. Внешне эта версия практически не отличалась от базовой, переднеприводной. Благодаря мощному двигателю (2 л., 165 л. с.) модель продолжала радовать поклонников: 215 км/ч и 6,6 секунд разгона до 100 км/ч (это уровень современного Golf R32, оснащенного 3.2 V6 250 л. с.). Между осями располагалась вискомуфта, а между задними колёсами был установлен дифференциал Torsen. Крутящий момент между передней и задней осями распределялся в соотношении 56:44 соответственно.
Lancia Delta 4WD
По решению FIA в 1987 году прекратила своё существование «группа Б». И потому под запретом оказались такие автомобили, как Peugeot 205 T16, Audi Quattro S2, Ford RS200, Citroen BX 4TC. Знаменитые «пушечные ядра», названные так за то, что мощность их моторов и скорость на порядки превосходили управляемость и попытки справится с этими авто. Например, последние опытные образцы Audi несли на борту двигатели мощностью 800 - 1200 л. с. Но они так и остались экспериментальными, так как были неуправляемыми. Вместе с остальными представителями этой группы прекратила свою гоночную карьеру и Lancia Delta S4.
Вместе с тем в 1987 году публике была представлена первая Integrale. Автомобиль назывался Lancia Delta Integrale 8V. Двигатель 2 литра и мощностью 185 л. с. Максимальная скорость осталась на уровне 215 км/ч, а разгон до 100 км/ч немного снизился до 6,4 сек. Дорожная и раллийная версии отличались друг от друга обвесом кузова. У гоночной версии так же были расширены колёсные арки. Параллельно с выпуском 8-ми клапанной модели, в 1989 году начинается производство обновлённой машины, с более мощным двигателем, оснащённым 16 клапанами. Соответственно и в названии цифра «8» была заменена «16». 200 сильный двигатель Lancia Delta Integrale 16V разгонял автомобиль до 220 км/ч, а первую сотню он преодолевал за 5,7 секунды.
Lancia Delta Integrale 8V - 16V
На выпуск Delta Integrale Evoluzione I итальянцев подтолкнуло желание сэкономить деньги на выпуске омологационных автомобилей. В 1991 году FIA повысила квоту, которая определяла «серийность» модели. Вместо прежних 500 теперь должно было быть сделано 5 000 версий машин для дорог общего пользования. Правда, тем моделям авто, которые мало отличались от тех, что уже были омологированы для чемпионата, разрешался выпуск 500 штук. В новой версии оптимизации подверглись системы охлаждения двигателя, в результате чего мощность незначительно выросла (до 210 л. с.) Было решено улучшить устойчивость автомобиля, для чего была расширена задняя колея. Салон автомобиля щеголял деталями салона от Recaro и Momo. На этом автомобиле завершилась династия гоночных Дельт. На его базе была создана и представлена публике в 1993 году Lancia Delta Integrale Evoluzione II, которая по своей сути являлась прежней версией. Двигатель лишь получил новую турбину и новую программу управления. Мощность составила 215 л. с. Был снижен «эффект турбоямы» и характер у автомобиля получился более спокойным, чем у его предков. У Evoluzione II была версия с катализатором, которая получила более развитую аэродинамику кузова и 16-ти дюймовые колёса. Ещё одной вариацией стала Lancia HF Integrale Evoluzione II Final Edition, технически идентичная «простым» Дельтам и отличавшаяся от них лишь роскошным салоном и окраской Candy Red. Этот автомобиль был выпущен специально для поклонников марки.
Но помимо хэтчбэков было сделано 2 кабриолета Lancia Delta Evoluzione. Один сразу был отправлен к Джованни Аньели, руководителю FIAT. Hyena – вариация в кузове купе от ателье Zagato.
Еще более эксклюзивными стали версия купе от кузовного ателье Zagato — Hyena, а также кабриолет Lancia Delta Evoluzione (один из двух кабриолетов сразу отправился в гараж тогдашнего главы FIAT, Джованни Аньели).
lancia Zagato — Hyena
Lancia плоть от плоти марка с раллийными корнями. Её автомобили выиграли наибольшее количество чемпионских титулов – 11 и 74 победы на этапах – к этому количеству не приблизился ещё ни один производитель. Delta выигрывала чемпионаты 6 раз: 1987 – 1992. Последний автомобиль сошёл с конвейера в 1994 году.
1986-1987 — 7, 665 Delta 4WD; 1988-1991 — 23,004 Delta Integrale (вместе версий 8V и 16V); 1991-1993 — 5,619 автомобилей серии Integrale Evoluzione I; 1993-1994 — 4,223 Integrale Evoluzione II.
Однако сейчас марка переживает кризис. Моделей не очень много, да и технологическая база пока что слаба. Потому ни о каком участии в соревнованиях не может быть и речи.