«Прощай, Советское шампанское!» - с таким судорожным, так сказать, всхлипом «эффективные» собственники, производители игристых вин России, обратились накануне Нового года то ли к широкой общественности, то ли с угрозой к более «эффективному» собственнику, Федеральному казенному предприятию (ФКП), проиграв борьбу за ещё одну часть Советского прошлого - товарный знак (ТЗ). В принципе мне глубоко наплевать на эту мышиную возню (с обращениями к широкой общественности) за остатки разворованной в виде приватизации советской народной собственности, все равно от их продукции только головная боль поутру да облегченный карман. Ведь каждый из них получил свою долю, чтобы стать «эффективным» собственником, одни в виде готовой производственной и иной инфраструктуры с рабочей силой, другие власть и право распоряжаться. Что же заставило этих «эффективных» собственников выяснять отношения между собой? В 2005 г. производитель игристых вин из Нижнего Новгорода подал возражение в Палату по патентным спорам, оспаривая ТЗ со словесным элементом «Советское» у правообладателя ФКП. Существо доводов заключалось, в частности, в том, что «словесный элемент «Советское» вошло в широкий обиход, в сферу торговли, в виноделие... поэтому обозначение «Советское» неохраноспособно для игристых вин, т.к. из толкования слова «Советское» следует, что оно может быть воспринято, как место изготовления товара; регистрация ТЗ с элементом «Советское» противоречит общественным интересам; реализация товаров под наименованием «Советское»... способна ввести в заблуждение, вызывая... ассоциации с алкогольными напитками, производимыми в СССР; РФ является единственным носителем прав на наименование РСФСР, включающим элемент «Советское», и разрешение на регистрацию ТЗ «Советское» правообладателю в лице ФКП не давала». Естественно, что Палата по патентным спорам не нашла оснований для удовлетворения возражения, В вышеприведенном письме обвиняется ФКП в том, что оно, заключив договор о продвижении бренда «Советское» с неким рекламным агентством, планирует монополизировать производство и сбыт «Советского шампанского», передав права приближенной бизнес-структуре и размещает заказы на розлив на предприятиях Молдавии и Украины... На фоне повсеместного охаивания Советского периода, когда не только некоторые убеленные сединами всевозможные «инженеры человеческих душ», но и подросшие молокососы в информационных и шоу- программах стараются закончить выступление о советском прошлом какой-либо гнусностью, драчка за упомянутый бренд «Советское» (справедливости ради можно сказать, что не только за него, но и за многое, что было произведено и построено в советское время) требует напоминания о предмете раздора, который, несомненно, известен многим. Название его, «Советское шампанское», указывает не только на сам продукт, который был определен в советское время как относящийся к группе игристых вин, приготовленных из шампанских виноматериалов путем естественного насыщения углекислотой при вторичном брожении в герметически закрытых сосудах под давлением, но и на место и время производства. Время это было Советское, а место производства - Советский Союз. Конечно, «Советское шампанское» не возникло ниоткуда, впервые в России игристое вино было приготовлено в Крыму в 1799 г., до 1917 г. выпускалось так же в Одессе, а на всемирной выставке в Париже шампанское, полученное из собственных виноматериалов, заложенных в 1900 г., получило награду - кубок «Гран-При». В Советское довоенное время количество выпущенного шампанского по классической (и малопроизводительной) бутылочной технологии в 1936 г. составляло 300 тыс. бутылок. С 1937 г. для увеличения производства шампанского применяется технологическая схема резервуарной периодической шампанизации, разработанная A.M. Фроловым-Багреевым, правда, шампанское было более низкого качества, чем при бутылочной шампанизации, тем не менее в 1942 г. производилось уже 12 млн. бутылок. Бутылочный способ шампанизации, несмотря на недостатки, как гарантирующий высокое качество продукта и которым производили «Советское шампанское выдержанное», являлся эталоном шампанских вин в СССР. Не вдаваясь в технологические тонкости отметим, что для приготовления «Советского шампанского» использовались виноматериалы высокоценных европейских сортов винограда, утвержденных соответствующим ГОСТом и выращиваемых в Молдавии, Украине, Грузии и среднеазиатских республиках. Сбор винограда для шампанских виноматериалов проводился при достижении его технической зрелости - накоплении сахара не менее 17 г/100 см куб. и содержании титруемых кислот 8-10 г/дм куб. Качество продукта регулировалось, например, ГОСТом 13918 - 68, по которому органолептические показатели имели пять наименований, физико-химические семь, материалы и реактивы пятнадцать. Решения по обеспечению потребности советского народа качественными игристыми винами принимались на самом верху. Существует занимательная история на эту тему, будто в 1945 г., когда в Победе над фашистами уже не было сомнений, И.В. Сталин вызвал к себе Л. Берию и сказал, что советский народ должен отмечать День Победы только шампанским. Правда это или нет, но советские виноделы выполнили задание и Победа отмечалась действительно «Советским шампанским». Технология изготовления шампанских вин совершенствовалась непрерывно. Советскими учеными Г.Г. Агабальянцем, А.А. Мержанианом и С.А. Брусиловским был разработан способ производства шампанского в непрерывном потоке, внедренный в производство в 1954 г. Этот способ позволял сократить цикл производства шампанского до 3 недель, механизировать и автоматизировать весь технологический процесс, а технологические приемы позволили приблизить качество шампанского к шампанскому, приготовленному бутылочным методом. В настоящее время он стал основным при производстве «Советского шампанского». В 1959 г. вышеназванным ученым ГИПЭ было выдано «Авторское свидетельство СССР N 122 467», закрепившая их приоритет, а в 1961 г. решением правительства СССР присуждена Ленинская премия. Узнав об открытии советских ученых, Аргентина, Греция, Италия, США, ФРГ, Чили, Швейцария и ещё около десяти стран приобрели лицензии на внедрение советского способа производства шампанских вин. «Советское шампанское» на самых представительных международных конкурсах завоевало 230 медалей, в том числе 103 золотых и 126 серебряных, Московский завод шампанских вин в 1969 г. и комбинат Абрау-Дюрсо в 1970 г. завоевали Гран При, высший международный приз. К 1978 г. общая мощность предприятий по выработке игристых вин составляла 42 млн. бутылок в год, что позволяло удовлетворять покупательский спрос советского трудового народа. Как сказано выше, сырье для производства шампанских вин производилось на территории Союза, т.е. существовала целая отрасль со своими НИИ, совхозами и колхозами, заводами по производству оборудования, розлива продукта и т.п., на которых работали десятки тысяч людей. Рынок сбыта был громадный, перспективы развития были значительные, даже в сегодняшней усеченной стране потребность в «Советском шампанском» составляет по расчетам тех же виноделов, не менее 80-85 млн. бутылок в год. После развала Союза «эффективные» собственники практически даром получили для своего развития исключительную фору в виде уже готовых предприятий и обученного персонала. Ведь по законам ими любимого рынка начинать надо было с нуля, т.е. брать в банке кредит, покупать землю, строить завод и т.д., эффективно работать и отдавать долги. Однако этого не произошло, «эффективные» собственники стали создавать СП типа Русско-Ирландского с иностранным управлением, якобы для привлечения инвестиций, которые и поступали в виде сырья и оборудования, т.е. на долю российской стороны приходилась наименее квалифицированная работа - переработка, розлив и реализация продукта внутри страны, закупка сырья и оборудования за рубежом... цикл повторялся снова. В упоминаемом в начале статьи письме говорится, что «...пять крупнейших предприятий увеличили объем производства этой продукции с 28 млн. бут. в 2004г. до 110 млн. в 2007 г.», а вообще сегодня в России производством «Советского шампанского» занимаются около 30 предприятий. Все они в основном закупают сырье вне пределов страны, субсидируя и развивая эти отрасли за рубежом. И когда незаметно подкрался кризис, эти «эффективные» собственники, как и другие отверточные производства, встали в очередь на получение из казны общих «нефтяных» денег, идущих в конечном счете на поддержку иностранной экономики. А бренд «Советское» «эффективные» собственники продадут, сдадут в аренду на неопределенный срок и т.п., ведь продали «Буран», скафандр Ю. Гагарина..; построят мусорный полигон на костях воинов, павших в боях на Синявинских высотах, сменят названия, снесут памятник, перезахоронят, расформируют... и это все, что они могут сделать для самоутверждения. Но создать новое, подобное тому, что было создано в советское время, «эффективным» собственникам явно не под силу. |