«Формула-1» (англ. FIA Formula One World Championship) — чемпионат мира по кольцевым автогонкам на автомобилях с открытыми колёсами. Формула-1 — самый популярный, дорогой и высокотехнологичный вид автогонок.
Чемпионат мира Формулы-1 проводится каждый год и состоит из отдельных Гран-при, или этапов. В конце года выявляется победитель чемпионата. В Формуле-1 соревнуются как отдельные пилоты, так и команды. Пилоты соревнуются за титул чемпиона мира, а команды — за Кубок конструкторов.
Команды, участвующие в гонках Формулы-1, используют на Гран-при болиды (гоночные автомобили) собственного производства. Таким образом, задачей команды является не только нанять быстрого и опытного пилота и обеспечить грамотную настройку и обслуживание машины, но и вообще «с нуля» спроектировать и сконструировать болид. Но бывают и исключения. Например, шасси команд Red Bull Racing и Scuderia Toro Rosso были очень похожи, почти идентичны, вплоть до 2010 года. Они были спроектированы и изготовлены компанией Red Bull Technology, так как обе команды и компания-изготовитель принадлежат концерну Red Bull GmbH.
Поскольку команды строят болиды по собственным технологиям и ввиду высокой конкуренции команд, в Формуле-1 постоянно рождаются оригинальные технические решения, что ведёт к огромному прогрессу как гоночных болидов, так и дорожных автомобилей.[источник не указан 149 дней] Вместе с тем, со временем роль Формулы-1 как двигателя прогресса автомобильной промышленности постепенно снижается: с одной стороны из-за того, что немногие технические решения можно перенести без серьёзных изменений на серийную машину, и с другой стороны — из-за общего стремления организаторов серии снизить расходы команд.
Самым известным примером серийной технологии, впервые представленной в чемпионате мира Формулы-1, можно считать антипробуксовочную систему (АПС). Впервые система была представлена командой Ferrari в 1990 году. Затем, уже после запрета АПС в сезоне 1994 года, технология постепенно стала внедряться автопроизводителями на серийных автомобилях. Антипробуксовочная система же в Формуле-1 на некоторое время ещё появлялась, но вскоре была вновь отменена под предлогом того, что столь сложная электронная «начинка» болида нивелирует многие ошибки пилота.
Болиды участников чемпионата должны соответствовать техническому регламенту Формулы-1 и пройти тест на ударопрочность. Регламент и вся гоночная серия находится под управлением Международной федерации автоспорта.
Характеристики болида определяются техническим регламентом, за соответствием которому следят стюарды Международной федерации автоспорта.
Шасси
Болид Формулы-1 представляет собой углепластиковый монокок с четырьмя расположенными вне корпуса колёсами, из которых задние два являются приводными, а передние — ведомыми. Пилот располагается в тесной кабине (кокпите) в передней части болида и управляет им с помощью руля и педалей тормоза и газа.
Хотя машины Формулы-1 нередко превышают скорость 300 км/ч, по абсолютной скорости Формула-1 не может считаться самой быстрой автогоночной серией, так как многие параметры моторов в ней существенно ограничены (ограничен объём, запрещён турбонаддув, и т. п.). Тем не менее, по средней скорости на круге среди шоссейно-кольцевых автогонок (исключая т. н. «овалы») Формуле-1 нет равных. Это становится возможным благодаря очень эффективным тормозам и аэродинамике.
Тормозные усилители и антиблокировочная тормозная система запрещены.
Мотор
Объём и параметры двигателей, используемых в Формуле 1, неоднократно менялся. C 2006-го года в Формуле-1 используются четырёхтактные восьмицилиндровые двигатели без наддува объёмом не более 2,4 литра. Однако поскольку переход на 8-цилиндровые двигатели произошёл довольно неожиданно и сопряжён с большими затратами, в 2006 году малобюджетным командам было позволено использовать 10-цилиндровые моторы объёмом до 3,0 литров с применением ограничителя оборотов (англ.) и воздушного рестриктора.
Мощность двигателей 750—770 л.с. Системы предварительного охлаждения воздуха запрещены. Также запрещено подавать в двигатель что-либо, кроме воздуха и горючего.
Начиная с 2008 года регламент на моторы «заморожен», то есть доработки двигателей запрещены за исключением отдельных изменений связанных с надёжностью[8]. При этом FIA утверждает каждое такое изменение. Некоторые команды использовали это право (по мнению Флавио Бриаторе) для увеличения мощности двигателей[9]. Кроме того, происходит улучшение состава горючего и смазочных материалов[10]. В 2010 году в связи с отменой дозаправок особое значение приобретает экономичность мотора, так как на старте у машин с более экономичными моторами может быть меньше топлива.
После окончания сезона 2008 года руководство Формулы-1 и FIA предлагало переход на стандартные моторы, что по мнению инициаторов предложения должно было сократить расходы команд.[11] 17 октября 2008 года FIA объявило тендер на поставку стандартных моторов для всех команд Формулы-1.[12] Эта инициатива встретила неодобрение среди ряда команд, связанных с автопроизводителями; в частности Ferrari объявила о возможности ухода из чемпионата в случае принятия такого предложения. [13][14] Позже ассоциация команд Формулы-1 (FOTA) сделала ряд предложений по снижению затрат, включая поставку моторов по ценам в пределах пяти миллионов долларов. [15][16]
10.12.2010 г. на заседании Всемирного совета FIA было принято решение о переходе с сезона 2013 года на четырехцилидровые двигатели, объемом 1,6 л., с давлением впрыска топлива до 500 бар и ограниченным до 12 тысяч числом оборотов.[17]
KERS
Начиная с сезона 2009 года в болидах Формулы-1 вводится система рекуперации кинетической энергии (KERS) — специальное приспособление, позволяющее аккумулировать кинетическую энергию болида на участках торможения, отдавая ее при разгоне. При этом конкретный принцип рекуперации не предписывается. Перед началом сезона 2009 года из всех команд-участниц чемпионата лишь Williams объявила о разработке механической системы рекуперации, в то время как все остальные отдали предпочтение электрической, с применением специальных аккумуляторов.[18] Также, в начале 2009 года поступило предложение о применении стандартной системы рекуперации.[19] В 2010 году команды заключили джентльменское соглашение, согласно которому они не будут использовать KERS. В 2011 году ограничение снято.
Безопасность
В Формуле-1 огромное внимание уделяется безопасности пилотов. Ни один болид не сможет выйти на старт гонки, если он не пройдёт всех необходимых проверок, в частности краш-тестов. Особенно остро вопрос безопасности встал после трагической гибели в один и тот же уикенд 1994 года на трассе в Имоле Айртона Сенны и Роланда Ратценбергера, а также получившего тяжёлую травму рёбер на пятничной тренировке Рубенса Барикелло. Внесённые в конструкцию болидов изменения привели к значительному увеличению безопасности гонщиков, особенно при лобовых и боковых столкновениях.
С 1996-го года боковины кокпита были значительно подняты и усилены, чтобы защитить гонщика при боковых ударах. Для предохранения пилота при переворотах позади кокпита расположены дуги безопасности. Также регламентировано, что в любой ситуации пилот должен иметь возможность покинуть болид не более чем за 5 секунд, для чего ему нужно лишь расстегнуть ремни безопасности и снять руль.
Гонщики Формулы-1 одеты в специальные комбинезоны фирмы Sparco, выдерживающие открытое пламя в течение 14 секунд. Кроме того, гонщики обязаны надевать бельё, подшлемники, обувь и перчатки из негорючих материалов, изготовленные сертифицированными производителями. Шею гонщиков, подвергающуюся во время аварий огромным нагрузкам, защищает система защиты шеи и головы пилотов HANS (Head And Neck Support), адаптированная для нужд Формулы-1.
Электроника
Как и любой продукт высоких технологий, автомобиль Формулы-1 наполнен электроникой, помогающей достичь наилучших результатов в гонке. Вся электронная начинка болида инспектируется FIA перед сезоном и не может меняться в течение него.
Хотя некоторые узлы болида имеют электронные составляющие, запрещены системы, явно помогающие управлять болидом (например системы контроля старта). Кроме того, все команды обязаны использовать унифицированный блок управления двигателем (англ.) (ECU). В последнее время наблюдается тенденция по снижению количества электроники в болидах, что повышает роль гонщика в управлении машиной.
С болида Формулы-1 непрерывно передаётся телеметрия — информация о состоянии и поведении машины. За телеметрией следит персонал команды. Обратная связь запрещена, то есть управлять болидом из боксов нельзя.
Шины
Шины имеют в Формуле-1 огромное значение. Подобрать правильный состав, наиболее подходящий для трассы, погоды и болида, является довольно сложной задачей. Команды тратят для этого большу́ю часть времени на тестах и свободных заездах. В отличие от дорожных автомобилей, шины для болидов Формулы-1 не рассчитаны на долговечность (один комплект рассчитан не более, чем на 200 км), ключевыми свойствами являются прочность, малый вес и сцепление с трассой.
Основные составляющие шин — резина, нейлон и полиэстер. Для изменения жёсткости резины регулируются пропорции добавляемых в неё компонентов: углерода, серы и нефти. Чем мягче резина, тем выше её сцепление с асфальтом, но тем быстрее она изнашивается.
Используют 3 вида шин: «слики» — для сухой трассы, «микст» или «промежуточные» — для слегка влажной и «дождевые» — для сильно влажной. Шины для сухой трассы различают по твердости: «суперсофт» (наиболее мягкие), «софт», «медиум» и «хард» (наиболее твердые). Для Гран-при Монако разработаны специальные промежуточные шины, отличающиеся повышенной мягкостью.[20] Дождь является скорее исключением для Формулы-1, поэтому чаще всего используются шины для сухой трассы.
До 2009 г. в Формуле-1 применяли «псевдослики» — шины с 4-мя продольными канавками. Они были введены вместо сликов в 1998 году с целью снижения скоростей путём уменьшения сцепления с трассой. В 2009 г. прижимная сила антикрыльев была значительно уменьшена, для компенсации потери сцепления были вновь введены слики.
Состав газовой смеси в шинах никак не регламентируется. Здесь команды вольны выбирать любые газы в любых пропорциях. Традиционно считалось, что шины заполнены обычным воздухом, прошедшим через осушающий фильтр. Однако, в ходе шпионского скандала появилась информация, что шины могут быть заполнены хладоном.
Размер передних и задних шин в ходе эволюции гоночных автомобилей Формулы постоянно менялся, ныне передние и задние шины разные, размер передних шин 245/55 R13, задних 270/55 R13.
Live Timing. Он показывает статистику (времена секторов, позиции, температуры полотна и воздуха, направление ветра и прочее) во время официальных сессий
F1 2011 - Гран При Австралии. Самое жёсткое торможение:
F1 2011 - Гран При Малайзии. Самое жёсткое торможение:
F1 2011 - Гран При Турции. Самое жёсткое торможение:
F1 2011 - Гран При Испании. Самое жёсткое торможение:
F1 2011 - Гран При Монако. Самое жёсткое торможение:
F1 2011 - Гран При Канады. Самое жёсткое торможение:
F1 2011 - Гран При Европы. Самое жёсткое торможение:
F1 2011 - Гран При Великобритании. Самое жёсткое торможение:
Как это работает: Аэродинамическая краска. [splr]На зимних тестах и во время пятничных свободных заездов можно увидеть на машинах непривычную желто-зелёную краску на элементах аэродинамики. Инженеры используют специальный пигмент, позволяющий увидеть картину распределения воздушных потоков на реальной трассе и сравнить её с данными, полученными при исследованиях физической модели в аэродинамической трубе или виртуальной – в программах вычислительной гидродинамики.
Пигмент состоит из флуоресцентного красителя и смеси предельных углеводородов – парафина с заданной вязкостью. Толщина слоя настолько мала, что краска не стекает под действием силы тяжести, но смещается от воздушного потока. Гонщик проезжает несколько кругов с заданной, обычно небольшой, скоростью, и возвращается в боксы, где инженеры анализируют получившийся рисунок.
При тестах в аэродинамической трубе используется не смесь с парафином, а только порошок флуоресцентного красителя, который освещается лазером и фотографируется. Если на реальной трассе потоки распределяются так же – моделирование было верным, если нет – пора вносить коррективы и начинать всё сначала.
www.f1news.ru [/splr]
Участники сезона 2012 в картинках (для просмотра нужно открыть спойлер):
Участники сезона 2013 в картинках (для просмотра нужно открыть спойлер):
кхе-кхе... мде, кагбэ я не посмотрю сегодняшнюю гонку, раскажете че там было ок? ну думаю говорить мне что я тоже фанат Ф1 бессмысленно, кто на сайте тду был тот знает кстати, перевалили они уже за 100 страниц или заглохла тема?
Ну что Осталась всего одна гонка ))) В которой решится кому достанется чемпионский титул!!!
Бриаторе извинился перед Хэмилтоном В начале уик-энда итальянская Gazzetta dello Sport опубликовала весьма нелестные слова, сказанные боссом Renault Флавио Бриаторе в адрес Льюиса Хэмилтона. Флав говорил о том, что хороший гонщик – это тот, кто приносит результат и Хэмилтон не должен думать, что он марсианин или Мохаммед Али. Всё в таком духе, весьма непривычном для комментариев босса одной команды в адрес гонщика другой, спорта в целом, и Формулы 1 в частности.
Британский News Of The World сегодня пишет о последовавших извинениях, которые Бриаторе принес Хэмилтону и команде. После того, как Льюис в субботу заработал поул, Флавио заявил, что он сожалеет о своих словах. Далее таблоид цитирует представителя McLaren: "Бриаторе говорил с представителем Mercedes и просил передать извинения Льюису. Льюис извинения принял, вопрос исчерпан и закрыт".
Без комментариев... (С).f1news.ru
Сообщение отредактировал Wolf[PST] - Понедельник, 20.10.2008, 02:32
Wolf[PST], да будет будет хем чемпом это незнаю как надо затупить чтоб не статъ им .Масса не тот кто может догонять или заставить волноватся хема .не Масса вообще не стабильный гонщик так что скорей всего этот год за вами серебреные но как говорится гонка завершиласъ только тогда когда махнули чёрно белым флагом.так что посмотрим.
Михаэль Шумахер: "Я высоко оцениваю Льюиса" В интервью BBC семикратный чемпион Формулы 1 Михаэль Шумахер заявил о том, что он впечатлен достижениями Льюиса Хэмилтона, но отказался сравнить британца с Фелипе Массой...
Михаэль Шумахер: "Я действительно высоко оцениваю Льюиса. То, чего он добился за столь короткое время - невероятно, он был очень быстр и в дебютном сезоне, выступая в одной команде с Алонсо.
Меня часто спрашивают, действительно ли он лучше, подразумевая сравнение с Массой. Я не знаю, кто из них лучше, многое зависит от обстоятельств, которые не всегда очевидны со стороны". (С).f1news.ru
Марк Уэббер: "Льюис заслужил эту победу" В традиционной авторской колонке для BBC Марк Уэббер говорил о Льюисе Хэмилтоне и приёмах журналистов...
Марк Уэббер: "В последние несколько недель многое говорили о стиле Льюиса Хэмилтона, о его поведении на трассе. Я не люблю обсуждать других гонщиков, но журналисты настаивали из-за штрафов, которыми стюарды наградили многих в Японии.
Тогда я сказал, что Льюис часто смещается в зоне торможения, его оштрафовали в Фудзи, и это был не худший маневр - за более острые атаки прежде его не наказывали. Но, это нормально. Я и сам был объектом его атаки в Монце и ничего не говорил по этому поводу. Да, у Льюиса свой стиль управления машиной в зоне торможения, но он таков, каков есть. Я сказал журналистам, что Хэмилтон феноменально справляется со своей работой, но всё еще учится, поскольку проводит лишь второй сезон в Формуле 1.
В том же интервью я говорил о маршале, который несколько лет назад погиб в Монце, когда машины коснулись друг друга на высокой скорости в зоне торможения, а журналисты в итоге написали: "Льюис кого-нибудь убьет", приписав мне эти слова. Я этого не говорил.
Старый приём. Вас спрашивают о штрафах, о чьём-то пилотировании, а на публикацию отправляется совсем другой материал, со скандальным заголовком, который вовлекает вас в неприятную историю. С телевизионными интервью проще - там видно выражение лица, люди могут понять, что вы чувствуете.
Нет ничего удивительного в том, что вы становитесь популярны, когда добиваетесь успеха. Так происходит в каждом спорте. Когда вышла эта статья, я подошел в Хэмилтону и сказал, что пресса вырвала мои слова из контекста. Он все понял, он знает, как это бывает. Я поздравил его с поулом. Знаете, я делаю всё возможное, он делает всё возможное, и если вы видите, что кто-то выступает на уровне Льюиса, нужно снять перед ним шляпу.
У Хэмилтона был очень хороший сезон. Победа в чемпионате достанется лучшему, и Льюис заслужил эту победу. Лучшим гонщиком года я считаю Роберта Кубицу, он не допускал ошибок ни на одной трассе, кроме Сильверстоуна, он действительно талантлив, но, если выбирать из Хэмилтона и Массы, я считаю, что Льюис больше заслужил этот титул. (С).f1news.ru
Добавлено (22.10.2008, 21:31) --------------------------------------------- FIA и команды договорились в Женеве
На встрече представителей FIA и ассоциации команд FOTA в Женеве удалось согласовать комплекс мер по сокращению затрат в Формуле 1. Президент FIA Макс Мосли с одной стороны, Лука де Монтедземоло и Джон Хауэтт с другой, подписали документ, который послужит отправной точкой для дальнейших перемен.
Официальное сообщение не слишком информативно: "На встрече в Женеве обсуждались меры по существенному сокращению затрат в сезонах 2009-2010 года, FOTA работает над предложениями для сезона 2011 года", но британский Autosport считает, что были согласованы четыре ключевых пункта:
- Ресурс двигателей в 2009-м будет увеличен с двух до трех Гран При
- Производители моторов должны быть готовы предоставить клиентским командам 25 двигателей на сезон по цене в 10 миллионов Евро.
- На следующем заседании FOTA в Бразилии будет определено ограничение дистанции тестов в сезоне 2009 года, и обязательное использование KERS в сезонах 2010 или 2011 года. В 2009-м использование системы рекуперации останется добровольным.
- Руководство спорта и FOTA встретятся после Гран При Бразилии, чтобы обсудить меры по снижению затрат, связанные с разработкой шасси и возможным использованием клиентских шасси в будущем.
Анонимный представитель команд заявил журналистам: "Это историческая встреча, команды впервые были столь единодушны в обсуждении вопросов, касающихся будущего нашего спорта". (С).f1news.ru
Сообщение отредактировал Wolf[PST] - Вторник, 21.10.2008, 17:49
Wolf[PST],дом-2 это слишком жестоко,а насчет дрифта...в россию профессиональный дрифт пришел года 2 назад(в восточную часть раньше) и щас стремительно начал набирать обороты=)
Да, занятные изменения у регламента нового. Они, конечно, немало необязательных пунктов в правила добавили. Опять бедлам начнётся. Половина будет ездить по старому, половина - по новому.
Ferrari сновая "юбилейное" название сделала гоночному болиду. Теперь как с R8 наверное, будут путать гоночный и дорожный автомобиль.