«Формула-1» (англ. FIA Formula One World Championship) — чемпионат мира по кольцевым автогонкам на автомобилях с открытыми колёсами. Формула-1 — самый популярный, дорогой и высокотехнологичный вид автогонок.
Чемпионат мира Формулы-1 проводится каждый год и состоит из отдельных Гран-при, или этапов. В конце года выявляется победитель чемпионата. В Формуле-1 соревнуются как отдельные пилоты, так и команды. Пилоты соревнуются за титул чемпиона мира, а команды — за Кубок конструкторов.
Команды, участвующие в гонках Формулы-1, используют на Гран-при болиды (гоночные автомобили) собственного производства. Таким образом, задачей команды является не только нанять быстрого и опытного пилота и обеспечить грамотную настройку и обслуживание машины, но и вообще «с нуля» спроектировать и сконструировать болид. Но бывают и исключения. Например, шасси команд Red Bull Racing и Scuderia Toro Rosso были очень похожи, почти идентичны, вплоть до 2010 года. Они были спроектированы и изготовлены компанией Red Bull Technology, так как обе команды и компания-изготовитель принадлежат концерну Red Bull GmbH.
Поскольку команды строят болиды по собственным технологиям и ввиду высокой конкуренции команд, в Формуле-1 постоянно рождаются оригинальные технические решения, что ведёт к огромному прогрессу как гоночных болидов, так и дорожных автомобилей.[источник не указан 149 дней] Вместе с тем, со временем роль Формулы-1 как двигателя прогресса автомобильной промышленности постепенно снижается: с одной стороны из-за того, что немногие технические решения можно перенести без серьёзных изменений на серийную машину, и с другой стороны — из-за общего стремления организаторов серии снизить расходы команд.
Самым известным примером серийной технологии, впервые представленной в чемпионате мира Формулы-1, можно считать антипробуксовочную систему (АПС). Впервые система была представлена командой Ferrari в 1990 году. Затем, уже после запрета АПС в сезоне 1994 года, технология постепенно стала внедряться автопроизводителями на серийных автомобилях. Антипробуксовочная система же в Формуле-1 на некоторое время ещё появлялась, но вскоре была вновь отменена под предлогом того, что столь сложная электронная «начинка» болида нивелирует многие ошибки пилота.
Болиды участников чемпионата должны соответствовать техническому регламенту Формулы-1 и пройти тест на ударопрочность. Регламент и вся гоночная серия находится под управлением Международной федерации автоспорта.
Характеристики болида определяются техническим регламентом, за соответствием которому следят стюарды Международной федерации автоспорта.
Шасси
Болид Формулы-1 представляет собой углепластиковый монокок с четырьмя расположенными вне корпуса колёсами, из которых задние два являются приводными, а передние — ведомыми. Пилот располагается в тесной кабине (кокпите) в передней части болида и управляет им с помощью руля и педалей тормоза и газа.
Хотя машины Формулы-1 нередко превышают скорость 300 км/ч, по абсолютной скорости Формула-1 не может считаться самой быстрой автогоночной серией, так как многие параметры моторов в ней существенно ограничены (ограничен объём, запрещён турбонаддув, и т. п.). Тем не менее, по средней скорости на круге среди шоссейно-кольцевых автогонок (исключая т. н. «овалы») Формуле-1 нет равных. Это становится возможным благодаря очень эффективным тормозам и аэродинамике.
Тормозные усилители и антиблокировочная тормозная система запрещены.
Мотор
Объём и параметры двигателей, используемых в Формуле 1, неоднократно менялся. C 2006-го года в Формуле-1 используются четырёхтактные восьмицилиндровые двигатели без наддува объёмом не более 2,4 литра. Однако поскольку переход на 8-цилиндровые двигатели произошёл довольно неожиданно и сопряжён с большими затратами, в 2006 году малобюджетным командам было позволено использовать 10-цилиндровые моторы объёмом до 3,0 литров с применением ограничителя оборотов (англ.) и воздушного рестриктора.
Мощность двигателей 750—770 л.с. Системы предварительного охлаждения воздуха запрещены. Также запрещено подавать в двигатель что-либо, кроме воздуха и горючего.
Начиная с 2008 года регламент на моторы «заморожен», то есть доработки двигателей запрещены за исключением отдельных изменений связанных с надёжностью[8]. При этом FIA утверждает каждое такое изменение. Некоторые команды использовали это право (по мнению Флавио Бриаторе) для увеличения мощности двигателей[9]. Кроме того, происходит улучшение состава горючего и смазочных материалов[10]. В 2010 году в связи с отменой дозаправок особое значение приобретает экономичность мотора, так как на старте у машин с более экономичными моторами может быть меньше топлива.
После окончания сезона 2008 года руководство Формулы-1 и FIA предлагало переход на стандартные моторы, что по мнению инициаторов предложения должно было сократить расходы команд.[11] 17 октября 2008 года FIA объявило тендер на поставку стандартных моторов для всех команд Формулы-1.[12] Эта инициатива встретила неодобрение среди ряда команд, связанных с автопроизводителями; в частности Ferrari объявила о возможности ухода из чемпионата в случае принятия такого предложения. [13][14] Позже ассоциация команд Формулы-1 (FOTA) сделала ряд предложений по снижению затрат, включая поставку моторов по ценам в пределах пяти миллионов долларов. [15][16]
10.12.2010 г. на заседании Всемирного совета FIA было принято решение о переходе с сезона 2013 года на четырехцилидровые двигатели, объемом 1,6 л., с давлением впрыска топлива до 500 бар и ограниченным до 12 тысяч числом оборотов.[17]
KERS
Начиная с сезона 2009 года в болидах Формулы-1 вводится система рекуперации кинетической энергии (KERS) — специальное приспособление, позволяющее аккумулировать кинетическую энергию болида на участках торможения, отдавая ее при разгоне. При этом конкретный принцип рекуперации не предписывается. Перед началом сезона 2009 года из всех команд-участниц чемпионата лишь Williams объявила о разработке механической системы рекуперации, в то время как все остальные отдали предпочтение электрической, с применением специальных аккумуляторов.[18] Также, в начале 2009 года поступило предложение о применении стандартной системы рекуперации.[19] В 2010 году команды заключили джентльменское соглашение, согласно которому они не будут использовать KERS. В 2011 году ограничение снято.
Безопасность
В Формуле-1 огромное внимание уделяется безопасности пилотов. Ни один болид не сможет выйти на старт гонки, если он не пройдёт всех необходимых проверок, в частности краш-тестов. Особенно остро вопрос безопасности встал после трагической гибели в один и тот же уикенд 1994 года на трассе в Имоле Айртона Сенны и Роланда Ратценбергера, а также получившего тяжёлую травму рёбер на пятничной тренировке Рубенса Барикелло. Внесённые в конструкцию болидов изменения привели к значительному увеличению безопасности гонщиков, особенно при лобовых и боковых столкновениях.
С 1996-го года боковины кокпита были значительно подняты и усилены, чтобы защитить гонщика при боковых ударах. Для предохранения пилота при переворотах позади кокпита расположены дуги безопасности. Также регламентировано, что в любой ситуации пилот должен иметь возможность покинуть болид не более чем за 5 секунд, для чего ему нужно лишь расстегнуть ремни безопасности и снять руль.
Гонщики Формулы-1 одеты в специальные комбинезоны фирмы Sparco, выдерживающие открытое пламя в течение 14 секунд. Кроме того, гонщики обязаны надевать бельё, подшлемники, обувь и перчатки из негорючих материалов, изготовленные сертифицированными производителями. Шею гонщиков, подвергающуюся во время аварий огромным нагрузкам, защищает система защиты шеи и головы пилотов HANS (Head And Neck Support), адаптированная для нужд Формулы-1.
Электроника
Как и любой продукт высоких технологий, автомобиль Формулы-1 наполнен электроникой, помогающей достичь наилучших результатов в гонке. Вся электронная начинка болида инспектируется FIA перед сезоном и не может меняться в течение него.
Хотя некоторые узлы болида имеют электронные составляющие, запрещены системы, явно помогающие управлять болидом (например системы контроля старта). Кроме того, все команды обязаны использовать унифицированный блок управления двигателем (англ.) (ECU). В последнее время наблюдается тенденция по снижению количества электроники в болидах, что повышает роль гонщика в управлении машиной.
С болида Формулы-1 непрерывно передаётся телеметрия — информация о состоянии и поведении машины. За телеметрией следит персонал команды. Обратная связь запрещена, то есть управлять болидом из боксов нельзя.
Шины
Шины имеют в Формуле-1 огромное значение. Подобрать правильный состав, наиболее подходящий для трассы, погоды и болида, является довольно сложной задачей. Команды тратят для этого большу́ю часть времени на тестах и свободных заездах. В отличие от дорожных автомобилей, шины для болидов Формулы-1 не рассчитаны на долговечность (один комплект рассчитан не более, чем на 200 км), ключевыми свойствами являются прочность, малый вес и сцепление с трассой.
Основные составляющие шин — резина, нейлон и полиэстер. Для изменения жёсткости резины регулируются пропорции добавляемых в неё компонентов: углерода, серы и нефти. Чем мягче резина, тем выше её сцепление с асфальтом, но тем быстрее она изнашивается.
Используют 3 вида шин: «слики» — для сухой трассы, «микст» или «промежуточные» — для слегка влажной и «дождевые» — для сильно влажной. Шины для сухой трассы различают по твердости: «суперсофт» (наиболее мягкие), «софт», «медиум» и «хард» (наиболее твердые). Для Гран-при Монако разработаны специальные промежуточные шины, отличающиеся повышенной мягкостью.[20] Дождь является скорее исключением для Формулы-1, поэтому чаще всего используются шины для сухой трассы.
До 2009 г. в Формуле-1 применяли «псевдослики» — шины с 4-мя продольными канавками. Они были введены вместо сликов в 1998 году с целью снижения скоростей путём уменьшения сцепления с трассой. В 2009 г. прижимная сила антикрыльев была значительно уменьшена, для компенсации потери сцепления были вновь введены слики.
Состав газовой смеси в шинах никак не регламентируется. Здесь команды вольны выбирать любые газы в любых пропорциях. Традиционно считалось, что шины заполнены обычным воздухом, прошедшим через осушающий фильтр. Однако, в ходе шпионского скандала появилась информация, что шины могут быть заполнены хладоном.
Размер передних и задних шин в ходе эволюции гоночных автомобилей Формулы постоянно менялся, ныне передние и задние шины разные, размер передних шин 245/55 R13, задних 270/55 R13.
Live Timing. Он показывает статистику (времена секторов, позиции, температуры полотна и воздуха, направление ветра и прочее) во время официальных сессий
F1 2011 - Гран При Австралии. Самое жёсткое торможение:
F1 2011 - Гран При Малайзии. Самое жёсткое торможение:
F1 2011 - Гран При Турции. Самое жёсткое торможение:
F1 2011 - Гран При Испании. Самое жёсткое торможение:
F1 2011 - Гран При Монако. Самое жёсткое торможение:
F1 2011 - Гран При Канады. Самое жёсткое торможение:
F1 2011 - Гран При Европы. Самое жёсткое торможение:
F1 2011 - Гран При Великобритании. Самое жёсткое торможение:
Как это работает: Аэродинамическая краска. [splr]На зимних тестах и во время пятничных свободных заездов можно увидеть на машинах непривычную желто-зелёную краску на элементах аэродинамики. Инженеры используют специальный пигмент, позволяющий увидеть картину распределения воздушных потоков на реальной трассе и сравнить её с данными, полученными при исследованиях физической модели в аэродинамической трубе или виртуальной – в программах вычислительной гидродинамики.
Пигмент состоит из флуоресцентного красителя и смеси предельных углеводородов – парафина с заданной вязкостью. Толщина слоя настолько мала, что краска не стекает под действием силы тяжести, но смещается от воздушного потока. Гонщик проезжает несколько кругов с заданной, обычно небольшой, скоростью, и возвращается в боксы, где инженеры анализируют получившийся рисунок.
При тестах в аэродинамической трубе используется не смесь с парафином, а только порошок флуоресцентного красителя, который освещается лазером и фотографируется. Если на реальной трассе потоки распределяются так же – моделирование было верным, если нет – пора вносить коррективы и начинать всё сначала.
www.f1news.ru [/splr]
Участники сезона 2012 в картинках (для просмотра нужно открыть спойлер):
Участники сезона 2013 в картинках (для просмотра нужно открыть спойлер):
Представители FOTA – Ассоциации команд Формулы 1, куда входят руководители и ведущие специалисты всех десяти нынешних конюшен, выступающих в чемпионате мира – собрались 5 марта в Женеве для выработки совместного плана действий. О том, что Большим Призам нужны изменения, говорили уже давно – и мировая экономическая рецессия лишь сделало это обстоятельство еще более наглядным.
«Исторически сложилось так, что Формула 1 выступает неким набором секретных обществ, которые не обмениваются между собой информацией и потому не могут эффективно взаимодействовать», - обозначил одну из главных проблем во взаимодействии команд новый руководитель McLaren Мартин Уитмарш (Martin Witmarsh).
Но теперь участники чемпионата выступили единым фронтом. Ведь кто, как не они, знают, как можно улучшить современную Ф1 – слишком дорогую, слишком закрытую и слишком консервативную. На разработку стратегической программы действий бросили тяжелую артиллерию – рабочую группу по спортивному законодательству возглавил Уитмарш, техническими вопросами занимался управляющий Хонды Росс Браун (Ross Brawn), коммерческими – босс Renault F1 Флавио Бриаторе (Flavio Briatire). Чтобы не опираться лишь на собственное видение ситуации, FOTA заказала опрос общественного мнения в 17 странах – причем вопросы задавались не только поклонникам гонок, но и тем, кто смотрит их время от времени – и даже домохозяйкам.
В итоге свет увидел документ, содержащий список мер, направленных на снижение расходов команд и заметное повышение интереса к чемпионату мира. В технической части он предусматривает дальнейшее увеличение ресурса и снижение стоимости узлов и агрегатов, уменьшение количества тестов, «продувок» в аэродинамических трубах и доработок машины по ходу сезона. В частности, к сезону-2010 планируется на конкурсной основе выбрать стандартную систему KERS.
Спортивный регламент, по мнению членов FOTA, требует срочной корректировки в части принципа начисления очков. В будущем планируется разработать систему бонусов (например, один балл за самый быстрый пит-стоп гонки в зачет Кубка конструкторов), а уже с 2009 года команды призывают начислять очки по системе 12-9-7-5-4-3-2-1. При этом идея о медалях, озвученная недавно владельцем Ф1 Берни Экклстоуном (Bernie Ecclestone), поддержки не получила.
«Мы рассматривали множество схем, в какой-то момент их число достигло восьми», – признался Мартин Уитмарш. Нынешняя очковая система, введенная в разгар царствования на трассах Михаэля Шумахера (Michael Schumacher), была призвана дать его соперникам хоть какие-то шансы потягаться с немцем, который в ту пору частенько завоевывал очередной титул уже в августе-сентябре. Развыв между первым и вторым местом был сокращен с четырех очков до двух.
Сейчас ее преимущество обратилось в недостаток – никто из пилотов не пытается рисковать в споре за места на подиуме, поскольку одно-два лишних очка не могут компенсировать потерь при возможном столкновении и сходе. Новая схема должна устранить такую ситуацию. Также с 2010 года предлагается ограничить дистанцию Гран При 250 км (или часом и 40 минутами).
Наконец, важное внимание уделяется и третьей составляющей гонок – коммерческой. Не секрет, что нынешнее руководство Ф1 использует далеко не все возможности привлечь новых телезрителей к экранам и болельщиков на трибуны (а значит - недосчитывается и возможных спонсоров). Ситауцию должны исправить обязательная автограф-сессия на каждом Гран При, а также переход на качественно иной уровень телевизионных трансляций.
FOTA призывает публиковать еще до старта гонки данные о количестве топлива на борту каждого автомобиля, шире использовать возможности компьютерного сопровождения трансляций (здесь Формуле 1 не грех поучиться у других спортивных дисциплин, где различная графика и сопроводительная информация стали важной частью соревнований). Кроме того, каждая команда будет выделять одного своего высокопоставленного сотрудника, которому предстоит давать пояснительные комментарии – это позволит зрителям не гадать об истинных причинах того или иного события на трассе.
«Это беспрецедентное событие в истории Ф1, - комментирует заседание Ассоциации команд ее президент Лука ди Монтедземоло (Luca di Montezemolo). – Мы впервые выступили сообща с ясно общей программой. Это уже позволило всем командам существенно снизить расходы. Мы намерены продолжать свою деятельность, поскольку ставим перед собой одну цель: улучшить Формулу 1, сделать наши гонки более стабильными, понятными и интересными. Для этого мы собираемся тесно сотрудничать с FIA и FOM».
Насколько чиновники Международной автофедерации и Менеджмента Ф1 захотят прислушаться к словам FOTA – станет ясно уже в ближайшие дни. Напомним, что прежде FIA и ее президент Макс Мосли (Max Mosley) неоднократно пытались своими силами разработать необходимые изменения в правилах, но результат почти всегда не оправдывал ожиданий. Интересно будет взглянуть, готовы ли в Федерации воспользоваться чужим планом – который и впрямь обещает сделать Большие Призы более современным и интересным спортом.
Только МакЛарен уж огорчил. Феррари как-то так ещё....
Правда есть один момент, который делает сегодняшние и завтрашние результаты не особо значимыми. В 3-х первых гонках (и особенно в Австралии) результаты достаточно сильно меняются.
Брауны удивили... и дисквал тойот... а так все прогнозируемо... Феррам надо найух выкинуть эту керс или хотя бы забыть о ней до монцы, макам новая машина нужна...ппц
Добавлено (29.03.2009, 16:52) --------------------------------------------- Феттель жгун ,Кубица тоже хорош короче два дурака этой гонки полюбас.Негр на третье место поднялся урод опять на ябедничали и поплакались коммисарам когда уже закончать этим занематся.Феррари на костёр обоих пилотов.
Негра не трож !!!! А то я вспомню как Феррари подала протест на команды Браун Ред Бул и Виллиамс !!!! Это не ябедничество ??? АЙ яй яй Феррари делают Браун Ред Бул и Виллиамс !!!!!!и все остальные ! Пришёл конец эпохи феррари !!! После того как ушли Шумахер , Браун и теперь Тод !!!!
Wolf[PST], ну я бы не сказал что у мерса всё классно да и вообще мне как то стало пох на ферари я за Феттеля болею еще с прошлого сезона.а кричать после первой гонки чтото и рассуждать какая машина лутшая по крайне мере на данном этапе глупо.согласись гонок через 5 можно уже будет о чём то говорить Но Хэму в этом году не светит это полюбас.
мда...а я тока порадовался за рулли... феттель и кубица реал два далбайопа...я блин тока подумал чтоб эти идиоты не столкнулись и тут вот...я после слива ферров за этих двоих болел, уж очень не хотелось чтоб барик на подиум поднялся...а феррам надо выкинуть керс, припаять новый диффузор и показать кими и массе как передачи переключаются...