«Формула-1» (англ. FIA Formula One World Championship) — чемпионат мира по кольцевым автогонкам на автомобилях с открытыми колёсами. Формула-1 — самый популярный, дорогой и высокотехнологичный вид автогонок.
Чемпионат мира Формулы-1 проводится каждый год и состоит из отдельных Гран-при, или этапов. В конце года выявляется победитель чемпионата. В Формуле-1 соревнуются как отдельные пилоты, так и команды. Пилоты соревнуются за титул чемпиона мира, а команды — за Кубок конструкторов.
Команды, участвующие в гонках Формулы-1, используют на Гран-при болиды (гоночные автомобили) собственного производства. Таким образом, задачей команды является не только нанять быстрого и опытного пилота и обеспечить грамотную настройку и обслуживание машины, но и вообще «с нуля» спроектировать и сконструировать болид. Но бывают и исключения. Например, шасси команд Red Bull Racing и Scuderia Toro Rosso были очень похожи, почти идентичны, вплоть до 2010 года. Они были спроектированы и изготовлены компанией Red Bull Technology, так как обе команды и компания-изготовитель принадлежат концерну Red Bull GmbH.
Поскольку команды строят болиды по собственным технологиям и ввиду высокой конкуренции команд, в Формуле-1 постоянно рождаются оригинальные технические решения, что ведёт к огромному прогрессу как гоночных болидов, так и дорожных автомобилей.[источник не указан 149 дней] Вместе с тем, со временем роль Формулы-1 как двигателя прогресса автомобильной промышленности постепенно снижается: с одной стороны из-за того, что немногие технические решения можно перенести без серьёзных изменений на серийную машину, и с другой стороны — из-за общего стремления организаторов серии снизить расходы команд.
Самым известным примером серийной технологии, впервые представленной в чемпионате мира Формулы-1, можно считать антипробуксовочную систему (АПС). Впервые система была представлена командой Ferrari в 1990 году. Затем, уже после запрета АПС в сезоне 1994 года, технология постепенно стала внедряться автопроизводителями на серийных автомобилях. Антипробуксовочная система же в Формуле-1 на некоторое время ещё появлялась, но вскоре была вновь отменена под предлогом того, что столь сложная электронная «начинка» болида нивелирует многие ошибки пилота.
Болиды участников чемпионата должны соответствовать техническому регламенту Формулы-1 и пройти тест на ударопрочность. Регламент и вся гоночная серия находится под управлением Международной федерации автоспорта.
Характеристики болида определяются техническим регламентом, за соответствием которому следят стюарды Международной федерации автоспорта.
Шасси
Болид Формулы-1 представляет собой углепластиковый монокок с четырьмя расположенными вне корпуса колёсами, из которых задние два являются приводными, а передние — ведомыми. Пилот располагается в тесной кабине (кокпите) в передней части болида и управляет им с помощью руля и педалей тормоза и газа.
Хотя машины Формулы-1 нередко превышают скорость 300 км/ч, по абсолютной скорости Формула-1 не может считаться самой быстрой автогоночной серией, так как многие параметры моторов в ней существенно ограничены (ограничен объём, запрещён турбонаддув, и т. п.). Тем не менее, по средней скорости на круге среди шоссейно-кольцевых автогонок (исключая т. н. «овалы») Формуле-1 нет равных. Это становится возможным благодаря очень эффективным тормозам и аэродинамике.
Тормозные усилители и антиблокировочная тормозная система запрещены.
Мотор
Объём и параметры двигателей, используемых в Формуле 1, неоднократно менялся. C 2006-го года в Формуле-1 используются четырёхтактные восьмицилиндровые двигатели без наддува объёмом не более 2,4 литра. Однако поскольку переход на 8-цилиндровые двигатели произошёл довольно неожиданно и сопряжён с большими затратами, в 2006 году малобюджетным командам было позволено использовать 10-цилиндровые моторы объёмом до 3,0 литров с применением ограничителя оборотов (англ.) и воздушного рестриктора.
Мощность двигателей 750—770 л.с. Системы предварительного охлаждения воздуха запрещены. Также запрещено подавать в двигатель что-либо, кроме воздуха и горючего.
Начиная с 2008 года регламент на моторы «заморожен», то есть доработки двигателей запрещены за исключением отдельных изменений связанных с надёжностью[8]. При этом FIA утверждает каждое такое изменение. Некоторые команды использовали это право (по мнению Флавио Бриаторе) для увеличения мощности двигателей[9]. Кроме того, происходит улучшение состава горючего и смазочных материалов[10]. В 2010 году в связи с отменой дозаправок особое значение приобретает экономичность мотора, так как на старте у машин с более экономичными моторами может быть меньше топлива.
После окончания сезона 2008 года руководство Формулы-1 и FIA предлагало переход на стандартные моторы, что по мнению инициаторов предложения должно было сократить расходы команд.[11] 17 октября 2008 года FIA объявило тендер на поставку стандартных моторов для всех команд Формулы-1.[12] Эта инициатива встретила неодобрение среди ряда команд, связанных с автопроизводителями; в частности Ferrari объявила о возможности ухода из чемпионата в случае принятия такого предложения. [13][14] Позже ассоциация команд Формулы-1 (FOTA) сделала ряд предложений по снижению затрат, включая поставку моторов по ценам в пределах пяти миллионов долларов. [15][16]
10.12.2010 г. на заседании Всемирного совета FIA было принято решение о переходе с сезона 2013 года на четырехцилидровые двигатели, объемом 1,6 л., с давлением впрыска топлива до 500 бар и ограниченным до 12 тысяч числом оборотов.[17]
KERS
Начиная с сезона 2009 года в болидах Формулы-1 вводится система рекуперации кинетической энергии (KERS) — специальное приспособление, позволяющее аккумулировать кинетическую энергию болида на участках торможения, отдавая ее при разгоне. При этом конкретный принцип рекуперации не предписывается. Перед началом сезона 2009 года из всех команд-участниц чемпионата лишь Williams объявила о разработке механической системы рекуперации, в то время как все остальные отдали предпочтение электрической, с применением специальных аккумуляторов.[18] Также, в начале 2009 года поступило предложение о применении стандартной системы рекуперации.[19] В 2010 году команды заключили джентльменское соглашение, согласно которому они не будут использовать KERS. В 2011 году ограничение снято.
Безопасность
В Формуле-1 огромное внимание уделяется безопасности пилотов. Ни один болид не сможет выйти на старт гонки, если он не пройдёт всех необходимых проверок, в частности краш-тестов. Особенно остро вопрос безопасности встал после трагической гибели в один и тот же уикенд 1994 года на трассе в Имоле Айртона Сенны и Роланда Ратценбергера, а также получившего тяжёлую травму рёбер на пятничной тренировке Рубенса Барикелло. Внесённые в конструкцию болидов изменения привели к значительному увеличению безопасности гонщиков, особенно при лобовых и боковых столкновениях.
С 1996-го года боковины кокпита были значительно подняты и усилены, чтобы защитить гонщика при боковых ударах. Для предохранения пилота при переворотах позади кокпита расположены дуги безопасности. Также регламентировано, что в любой ситуации пилот должен иметь возможность покинуть болид не более чем за 5 секунд, для чего ему нужно лишь расстегнуть ремни безопасности и снять руль.
Гонщики Формулы-1 одеты в специальные комбинезоны фирмы Sparco, выдерживающие открытое пламя в течение 14 секунд. Кроме того, гонщики обязаны надевать бельё, подшлемники, обувь и перчатки из негорючих материалов, изготовленные сертифицированными производителями. Шею гонщиков, подвергающуюся во время аварий огромным нагрузкам, защищает система защиты шеи и головы пилотов HANS (Head And Neck Support), адаптированная для нужд Формулы-1.
Электроника
Как и любой продукт высоких технологий, автомобиль Формулы-1 наполнен электроникой, помогающей достичь наилучших результатов в гонке. Вся электронная начинка болида инспектируется FIA перед сезоном и не может меняться в течение него.
Хотя некоторые узлы болида имеют электронные составляющие, запрещены системы, явно помогающие управлять болидом (например системы контроля старта). Кроме того, все команды обязаны использовать унифицированный блок управления двигателем (англ.) (ECU). В последнее время наблюдается тенденция по снижению количества электроники в болидах, что повышает роль гонщика в управлении машиной.
С болида Формулы-1 непрерывно передаётся телеметрия — информация о состоянии и поведении машины. За телеметрией следит персонал команды. Обратная связь запрещена, то есть управлять болидом из боксов нельзя.
Шины
Шины имеют в Формуле-1 огромное значение. Подобрать правильный состав, наиболее подходящий для трассы, погоды и болида, является довольно сложной задачей. Команды тратят для этого большу́ю часть времени на тестах и свободных заездах. В отличие от дорожных автомобилей, шины для болидов Формулы-1 не рассчитаны на долговечность (один комплект рассчитан не более, чем на 200 км), ключевыми свойствами являются прочность, малый вес и сцепление с трассой.
Основные составляющие шин — резина, нейлон и полиэстер. Для изменения жёсткости резины регулируются пропорции добавляемых в неё компонентов: углерода, серы и нефти. Чем мягче резина, тем выше её сцепление с асфальтом, но тем быстрее она изнашивается.
Используют 3 вида шин: «слики» — для сухой трассы, «микст» или «промежуточные» — для слегка влажной и «дождевые» — для сильно влажной. Шины для сухой трассы различают по твердости: «суперсофт» (наиболее мягкие), «софт», «медиум» и «хард» (наиболее твердые). Для Гран-при Монако разработаны специальные промежуточные шины, отличающиеся повышенной мягкостью.[20] Дождь является скорее исключением для Формулы-1, поэтому чаще всего используются шины для сухой трассы.
До 2009 г. в Формуле-1 применяли «псевдослики» — шины с 4-мя продольными канавками. Они были введены вместо сликов в 1998 году с целью снижения скоростей путём уменьшения сцепления с трассой. В 2009 г. прижимная сила антикрыльев была значительно уменьшена, для компенсации потери сцепления были вновь введены слики.
Состав газовой смеси в шинах никак не регламентируется. Здесь команды вольны выбирать любые газы в любых пропорциях. Традиционно считалось, что шины заполнены обычным воздухом, прошедшим через осушающий фильтр. Однако, в ходе шпионского скандала появилась информация, что шины могут быть заполнены хладоном.
Размер передних и задних шин в ходе эволюции гоночных автомобилей Формулы постоянно менялся, ныне передние и задние шины разные, размер передних шин 245/55 R13, задних 270/55 R13.
Live Timing. Он показывает статистику (времена секторов, позиции, температуры полотна и воздуха, направление ветра и прочее) во время официальных сессий
F1 2011 - Гран При Австралии. Самое жёсткое торможение:
F1 2011 - Гран При Малайзии. Самое жёсткое торможение:
F1 2011 - Гран При Турции. Самое жёсткое торможение:
F1 2011 - Гран При Испании. Самое жёсткое торможение:
F1 2011 - Гран При Монако. Самое жёсткое торможение:
F1 2011 - Гран При Канады. Самое жёсткое торможение:
F1 2011 - Гран При Европы. Самое жёсткое торможение:
F1 2011 - Гран При Великобритании. Самое жёсткое торможение:
Как это работает: Аэродинамическая краска. [splr]На зимних тестах и во время пятничных свободных заездов можно увидеть на машинах непривычную желто-зелёную краску на элементах аэродинамики. Инженеры используют специальный пигмент, позволяющий увидеть картину распределения воздушных потоков на реальной трассе и сравнить её с данными, полученными при исследованиях физической модели в аэродинамической трубе или виртуальной – в программах вычислительной гидродинамики.
Пигмент состоит из флуоресцентного красителя и смеси предельных углеводородов – парафина с заданной вязкостью. Толщина слоя настолько мала, что краска не стекает под действием силы тяжести, но смещается от воздушного потока. Гонщик проезжает несколько кругов с заданной, обычно небольшой, скоростью, и возвращается в боксы, где инженеры анализируют получившийся рисунок.
При тестах в аэродинамической трубе используется не смесь с парафином, а только порошок флуоресцентного красителя, который освещается лазером и фотографируется. Если на реальной трассе потоки распределяются так же – моделирование было верным, если нет – пора вносить коррективы и начинать всё сначала.
www.f1news.ru [/splr]
Участники сезона 2012 в картинках (для просмотра нужно открыть спойлер):
Участники сезона 2013 в картинках (для просмотра нужно открыть спойлер):
Ну, блин, что поделаешь. Вот так слили. Паренёк не ехал и пусть тогда пошалил чутка. Ведь и победил недавно, а это тоже как бе плюс для чемпионата, так как получилось больше претендентов на титул и всё плотненько...
...ну и прочие "сопутствующие товары" из этой лавчонки)
30 августа 1937, Окленд, Новая Зеландия — 2 июня 1970, Западный Суссекс, Англия
Для современных поклонников гонок, особенно тех, кто увлекся миром моторов относительно недавно, Макларен – это, прежде всего, команда Рона Денниса, обидные неудачи Кими Райкконена, латиноамериканский темперамент Хуана Пабло Монтойи и – в недавнем прошлом – триумфальные выступления дуэта Хаккинен-Култхард. Болельщики постарше вспомнят яркие выступления и острейшие схватки Айртона Сенны и Алена Проста, чемпионские титулы Лауды, Ханта, Фиттипальди… Досадно, но только после этого наступит очередь человека, имя которого носит знаменитая команда.
Брюс Лесли Макларен родился в далекой Новой Зеландии. Вся его семья была помешена на гонках, поэтому неудивительно, что на 16-летие юноше подарили Austin 7, на котором он выступал в местных соревнованиях в свободное от учебы в инженерном колледже время. В 1958-м Брюс решился на путешествие в Европу. Трех результативных выступлений в Ф2 оказалось достаточно, чтобы молодому гонщику предложили место в Cooper. Скоро стало ясно, что Формула 1 получила отличного пилота. Его напарником был опытный Джек Брэбем, на фоне которого дебютант смотрелся весьма достойно. Новозеландец выиграл финальную гонку сезона-59, а затем и дебютный этап чемпионата-60.
Увы, к новому «полуторалитровому» регламенту, вступившему в силу с 1961 года, Cooper приспособиться не сумела. Вскоре ее покинул Джек Брэбем, основав собственную гоночную команду. А зимой 64-го к такому же решению пришел и Макларен. За рулем собственноручно модернизированного Cooper он стал обладателем Тасманского Кубка, а на Гран При Монако 1966 года команда Bruce McLaren Motor Racing дебютировала в Формуле 1.
Кроме Больших призов McLaren участвовала в серии Can-Am, строила автомобили для гонок USAC и Ф2. Сам Брюс при этом вовсе не собирался вешать шлем на гвоздь: в сезоне-67 он победил в «24 часах Ле-Мана», стал чемпионом Can-Am, а годом позже привел McLaren M7A к дебютной для команды победе в Спа. Дела явно шли в гору, победы и титулы следовали один за другим, и казалось, что Макларена и его команду ждут все новые и новые успехи…
«Преуспеть в каком-нибудь деле настолько важно, что даже смерть ради такой цели не кажется мне безрассудством, – говорил Брюс. – Если ты способен на что-то, но ничего не делаешь, то тратишь жизнь впустую. Я думаю, что мерилом жизни служат достижения, а не только прожитые годы».
Эти слова оказались пророческими. Прохладным утром 2 июня 1970 года, испытывая в Гудвуде новый автомобиль для гонок Can-Am, новозеландец по невыясненной причине потерял управление и на высокой скорости врезался в основание судейской вышки, получив травмы, несовместимые с жизнью.
www.f1news.ru Не надо.
Сообщение отредактировал MaxFiorano - Четверг, 30.08.2012, 19:32
Интересная гонка была в Бельгии, одна из немногих что я смотрел прям от начала до конца, нигде не промотав Старт был эпичен RMS / RMS_RUS / [ARMD]RMS / -ARMD-RMS / ARMDxRMS - 18 лет в пути...
Михаэль Шумахер покинет Формулу 1 в конце сезона 2012.
Перед началом гоночного уик-энда Гран При Японии Михаэль Шумахер официально объявил о завершении карьеры. После окончания сезона 2012 семикратный чемпион мира покинет Формулу 1....
«Я решил уйти из Формулы 1 в конце сезона, хотя я еще в состоянии бороться с лучшими гонщиками мира. Это то, что заставляет меня гордиться, и это отчасти объясняет, почему я никогда не жалел о своем возвращении, - заявил Шумахер на пресс-конференции. - Я могу быть доволен своими выступлениями и тем, что в течение трех прошлых лет постепенно прогрессировал. Но всегда наступает момент, когда пора прощаться.
В течение последних недель и месяцев я не был уверен в том, достаточно ли у меня мотивации и энергии, которые необходимы для того, чтобы продолжать участие. Делать что-то, если я не уверен в этом 100%, - это не мой стиль. Объявляя о сегодняшнем решении, я чувствую, что освободился от этих сомнений. В конце концов, я хочу не только гоняться, но и бороться за победы, и удовольствие от пилотирования зависит от конкурентоспособности.
Я уже говорил в конце 2009 года, что буду оценивать себя по успехам, и именно поэтому за последние три года в мой адрес было много критики, которая отчасти была оправданной. Вне всяких сомнений, нам не удалось достичь поставленных целей и за три года мы не смогли разработать машину, способную бороться за чемпионат. Также без сомнений, что я не могу предоставить долгосрочную перспективу кому-либо. Но также ясно, что я по-прежнему могу быть очень доволен своими достижениями в Формуле 1.
В течение последних шести лет я многому научился, в том числе, многое узнал и о самом себе, и благодарен за это. Например, я узнал, что можно быть открытым, не теряя при этом концентрации. Поражения могут быть сложными, но при этом более поучительными, чем победы. Раньше я этого не замечал. Нужно ценить то, чем ты любишь заниматься. Нужно жить в соответствии со своими убеждениями. Я раскрыл свой горизонт, и мне легко с самим собой.
Я хотел бы поблагодарить Daimler, Mercedes-Benz и команду за оказанное доверие. Но также я хотел бы поблагодарить всех моих друзей, партнеров и компаньонов, которые на протяжении многих лет в автоспорте поддерживали меня. Но больше всего я хотел бы поблагодарить мою семью то, что она всегда была на моей стороне, давая мне свободу жить своими убеждениями и разделяя мои радости».
Михаэль Шумахер покинет Формулу 1 в конце сезона 2012.
дурында.... Катался и бы и катался, все что можно уже заработал и мог бы больше...
Quote (ROMERO)
Я хотел бы поблагодарить Daimler, Mercedes-Benz и команду за оказанное доверие.
пффф, УГ машина которая проигрывала по скорости то там то сям, да на ней бы никто ничего не привез... Ну а то что разбил несколько машин по ходу сезона, дк это уже из последних сил, рискуя и атакуя ехал... А как еще, думаю если бы он был за рулем того же МакЛарена все было бы иначе. RMS / RMS_RUS / [ARMD]RMS / -ARMD-RMS / ARMDxRMS - 18 лет в пути...
По поводу ухода Шумахера он сказал, что в этом сезоне, за рулём Заубера, Шумахер смог бы выиграть 3 гонки.
а это не самые лучшие тачки Не фартануло ему с командой, а сколько раз он сходил тупо из за того что Мерседес не хотел ехать дальше.... А сколько раз он сливал из за того что Мерседес не ехал так как надо... RMS / RMS_RUS / [ARMD]RMS / -ARMD-RMS / ARMDxRMS - 18 лет в пути...
Но факт - Заубер быстрее Мерседеса в этом сезоне. Мне кажется. Особенно с резиной машина хорошо работает.
ну спору нет, но МакЛарен все равно лучше)
Короче я к чему, смотреть в формуле 1 становится не на что, все эти спонсорские пилоты.... бездарности по факту один на одном, да и последние чемппины туда же, или не едут толком или же едут только засчет машин, смотреть по факту там не на что.... С каждым годом безопастность все выше, болиды все медленнее, все это все менее зрелищно и азартно.... Ф1 с каждым годом все унылее, реалньоную зп платят единицам, да и понту...... миллионы доларов водителю платят явно не за то чтоб он наматывал круги, риск должен быть всегда, а за миллионы долларов и риск жизнь, вся эта нынешняя формула полная вода... RMS / RMS_RUS / [ARMD]RMS / -ARMD-RMS / ARMDxRMS - 18 лет в пути...